Давно мы уже не выкладывали новых примеров работы нашего алгоритма. Но вот на днях попалась на глаза картинка с планом нового парка в ЖК «Я — романтик» на Васильевском острове.

А раз уж попалась, и парк-то совсем небольшой (на изображении это прямоугольник справа-снизу), то почему бы и не обработать его по-быстрому? Под катом как обычно отчет и обнаруженные ошибки в проектировании пешеходной инфраструктуры.

Сперва пару слов о контексте этого проекта. Васильевский остров — один из центральных районов Санкт-Петербурга, и он уже давно плотно застроен. При этом в нем ощущается значительный недостаток зеленых зон, лишь несколько небольших садов, а единственная крупная зеленая область на карте — это кладбище.

В последние годы территорию острова увеличили за счет намыва, на котором тут же начали радостно строить новые кварталы муравейников. Сейчас построены лишь некоторые из них, а вокруг них — песчаная пустыня и марсианские ландшафты:

Справа — старые кварталы и бывшая набережная. Посередине скоростная магистраль ЗСД, слева — новые намывные территории. Красным выделено место будущего парка.

Уже виден весь мрак и ужас новостроек: высоченные дома, забитые машинами дворы-парковки, проблемы с выездами из района (всего несколько мостов через ЗСД). Поэтому не может не радовать появление хоть какого-то благоустройства и центра притяжения для жителей в районе.

Создание такого центра притяжения в районе с высокой плотностью населения достаточно нетривиальная задача. Авторы проектов должны учитывать огромные потоки пешеходов, ведь каждый дом-муравейник может содержать в себе сотни квартир, каждый выход из двора создает поток в тысячи человек, которым в этом районе негде больше гулять и которые все пойдут в этот парк, сметая все препятствия (газоны, заборы, живые изгороди) на своем пути. Об этой проблеме мы уже немного говорили в нашей статье про парк в районе «Северная долина», во многом аналогичный этому (единственное общественное пространство в большом квартале многоэтажек). Поэтому разрабатывая такой парк, надо уделить еще больше внимания удобству пешеходов, ведь иначе значительная площадь и без того небольшого парка будет вытоптана.

Итак, что же мы видим на результатах симуляции:

Типичные ошибки тут все те же, что и в парке в Северной долине:

Мало входов в парк

Как уже сказано выше, парк окружен огромными домами, которые будут генерировать много траффика. Однако входов в парк мало, они не соответствуют выходам из дворов и направлениям внутрирайонных транзитов. Нет входов с углов — а в тех направлениях будет много домов. Входы на сторонах не стыкуются с дорожками, подходящими с другой стороны проезжей части.

Вместо короткого входа в парк с угла (а в том направлении уже есть много домов и будет еще больше) предлагается обходить по красной стрелке

Нет входов в парк со стороны двора большого дома (сверху) и от подъезда с торца. Тротуар идущий вдоль улицы не стыкуется с дорожкой в парке.

Вот что бывает когда вход на территорию и пешеходный переход разнесены на несколько метров. Все вытоптано.

Отсутствие входов с углов на площадки

Две центральные площадки не имеют входов по диагонали с угла. Это классическая ошибка, одна из самых распространенных, которой уделено немало места в нашей методичке.

В таких местах всегда появляются тропы, так как людям не хочется делать крюк вдоль площадки и заходить с центрального входа.

Типичный пример, от тропы с угла не спасает даже забор

Острые углы газонов

Пешеходы не любят прямые углы, так как они нарушают правило 30 градусов (которое недавно признал и Минтранс в своих рекомендациях). Но еще больше они не любят острые углы. Когда узкий клин газона вклинивается между входом в парк и направлением к цели — такие углы всегда срезаются.

Острый угол примыкания дорожки справа срезается пешеходами

Рекомендации

Наши рекомендации по улучшению удобства парка для пешеходов:

  1. Добавить входы с углов
  2. Убедиться что выходы из парка и дорожки с другой стороны улицы расположены в одном месте, точно напротив друг друга.
  3. Добавить угловые входы на площадки
  4. Срезать острые углы

Можно попробовать и переработать дорожную сеть более серьезно. После нескольких итераций родился вот такой план:

Полностью переработаны дорожки в нижней части парка, все входы соединены друг с другом максимально прямыми маршрутами, убраны Т-образные пересечения дорожек, теперь все транзитные дорожки соединяют входы в парк на противоположных его сторонах. Дорожна сеть старается удовлетворять правилу 30 градусов и предоставлять жителям удобный транзит через парк (так как в таком большом районе неизбежно значительная часть трафика в парке будет именно транзитной).

Алгоритм по-прежнему показывает пару троп, но они уже скорее являются издержками неточностей карты, например непонятно какая именно часть центральной площади будет привлекать к себе основной поток пешеходов. Там где-то ведь наверное будет зона с лавочками или детскими площадками или еще какие точки притяжения, их конкретное расположение повлияет на оставшиеся тропы.

Заключение

Новые парки в городе это всегда хорошо. Однако недостаточно просто сделать парк «для галочки», нужно еще и сделать его удобным для жителей. Особенно когда парк становится важным маркетинговым плюсом при продаже жилья (а намыв будут застраивать еще долго), ведь вряд ли потенциальные покупатели вдохновятся видом грязевого болота вместо обещанных зеленых газонов и кустов.

Да, можно сказать что изображение в начале — лишь предварительная картинка с кое-как набросанными дорожками, нарисованная для привлечения внимания. А перед строительством будет создан более детальный и удобный проект. Однако мы уже не раз видели, как такие временные картинки потом и шли в работу с минимальными доделками, превращаясь в неудобные и дорогие в содержании общественные пространства. Поэтому полезно анализировать и такие вот предварительные изображения.