«Очень чисто» и «ухоженно» — так говорят все мои знакомые, побывавшие в Минске, и я теперь склонен с ними согласиться. Очень непривычно после родного Санкт-Петербурга не видеть пылевых бурь весной, слоя песка в палец толщиной на тротуаре и прочих прелестей бездарной работы наших благоустроителей.

В Минске много благоустройства, много общественных пространств и зеленых зон. Видно, что о городе заботятся и в него вкладываются. Но смогли ли минские коммунальщики справиться с проблемой пешеходных троп? А с пешеходной безопасностью на улицах? Посмотрим, как им это удалось, в рамках небольшой фотопрогулки по столице Беларуси.

Гулять по центру города приятно. Исторический центр был сильно разрушен в ВОВ и почти полностью перестроен в советские времена. В итоге на ширине улиц и тротуаров тут не экономили. В отличие от центра Санкт-Петербурга, где и без того узкие тротуары еще и постоянно откусываются то заборами, то столбами, то лестницами, в Минске прям простор:

Правда, в чем-то это напоминает Москву. Некоторые проспекты тут буквально невозможно перейти без навигатора, так как наземных переходов нет, и приходится искать подземный, который издалека может быть не заметен. Часто вход в подземный переход спрятан в здании рядом.

Пешеходная безопасность

Очень понравилось, что на некоторых улицах заметна забота о безопасности пешеходов и элементы «дорожной диеты».

Дело в том, что проезжая часть на улицах постсоветских городов избыточно широкая. Слишком много полос (которые часто не нужны), слишком широкие полосы (по которым не то что автобус, танк проедет, и еще место останется), слишком огромные асфальтовые площади перекрестков, толком не использующиеся но позволяющие входить в повороты на большой скорости.

Фото из статьи https://dzen.ru/a/XlTJTaiebAGLyZ0i

В большинстве ситуаций площадь проезжей части можно сильно сократить, повысив безопасность пешеходов, заставив водителей соблюдать ПДД и освободив кучу свободного места под благоустройство и деревья. И при этом даже не сокращать количество полос и пропускную способность.

Вот тут дорога искусственно сужена. Зона перед пешеходным переходом отгорожена столбиками.

В наших ПДД есть запрет парковаться ближе 5 метров до перехода, ведь это реально опасно — припаркованное авто не дает пешеходам увидеть едущее, а водителю — увидеть пешехода, пока он не шагнет ему под колеса. Но водители часто игнорируют этот запрет, ведь своя рубашка ближе к телу, а парковочных мест в центре мало. Физическое обособление и сужение дороги перед пешеходным переходом очень сильно повышает его безопасность.

Еще аналогичное место:

Разметка и столбики — хороший выбор чтобы проверить, как дорожная диета работает. Сделать островки безопасности или иное сужение дороги таким образом можно быстро и дешево. А после того, как решение покажет свою эффективность, при следующем ремонте улицы его можно будет заменить уже  капитальным сооружением, как сделано тут:

На этих островках в дальнейшем можно разместить элементы благоустройства, или за их счет расширить тротуар. Вот тут его ширины кстати не хватает, слева еще и веранду летнюю к кафе пристроили, и столб воткнут прямо посередине прохода — прямо как в родном Питере!

Островок безопасности посередине двухполосной узкой улицы. У нас в России в нормативах почему-то есть требование делать островки только на широких дорогах (кажется от 15 метров в ширину, это по 3 полосы в каждую сторону), хотя даже на узких дорогах это эффективная мера заставить водителей притормаживать. И безо всяких лежачих полицейских и износа подвески!

Сложно судить, насколько эти действия по повышению безопасности пешеходов в Минске носят системный характер. На некоторых улицах такого много, зато на других нет вообще, и там — типичные советские 6-8 полосные небезопасные хайвеи. Но хорошо, что хотя бы пробуют делать улицы безопаснее.

Стихийные тропы

Перейдем к любимой теме — к стихийным тропам на газонах.

Во-первых хочется отметить, что в Минске много парков и зеленых зон. Многие из них выглядят недавно отреставрированными, и вероятно в ходе ремонтов стихийные тропы там покрывались дорожками. Почти нигде нет типичной для советского проектирования «квадратно-гнездовой» дорожной сети, с поворотами строго под 90 градусов и бесконечными срезанными углами.

Вот тут (фрагмент набережной возле станции метро Первомайская) явно замостили народные тропы, идущие по диагонали к проходу во дворы:

И обратите внимание на срезанные углы. В итоге все чисто, красиво и никаких заборов.

Заборы противопешеходные, кстати, в Минске не особо жалуют. Кое-где они есть на улицах возле пешеходных переходов. но часто их совсем немного, буквально пара метров, чисто символически.

Тут же кстати есть хороший спуск к воде. И дальше по набережной дорожки тоже идут не под прямыми углами, а туда, куда людям нужно.

Однако и тут тоже не все идеально. Во многих местах дорожки идут далековато от воды. И это типичная ошибка, про которую мы пишем в нашей методичке. Люди всегда хотят идти как можно ближе к воде — это и наиболее короткий путь, и наиболее приятный:

Так что если вы проектируете зеленую зону на берегу водоема — убедитесь, что есть дорожка, идущая по самой кромке. Это не обязательно должна быть капитальная асфальтовая или плиточная дорожка, в таких местах может хорошо смотреться набивная, или из отдельных камней, вписанная в природный ландшафт. Но учитывайте, что люди всегда хотят ходить рядом с водой.

Троицкое предместье — один из немногочисленных сохранившихся исторических кварталов города. Тут тоже сделана набережная, тоже есть вроде бы хорошие дорожки под разными углами:

Но вот в одном месте просчитались:

В Минске активно занимаются велосипедизацией. В городе довольно много велодорожек, проложенных по набережным реки и крупным проспектам. Есть даже целые веломосты. Однако в случае с велосипедами есть и сложность. Минск — город с рельефом, перепады высот там может и не очень большие, но крутых уклонов достаточно много. А где уклоны — там и лестницы. Вот только лестница — штука неудобная для тех, у кого есть колеса. В итоге получается вот так:

Слева лестница, но колесные вынуждены объезжать ее по газону, чтобы попасть на велодорожку с моста.

Если со старым благоустройством в целом все неплохо — за годы ремонтов стихийные тропы были, видимо, почти везде превращены в дорожки — то с новым благоустройством все примерно так же бестолково как и у нас.

Побывали у нового здания Национальной библиотеки. И вот тут просто все пункты по нашей методичке.

Нет прямой дорожки от большого ТРЦ к пешеходному переходу (за спиной):

Полоса газона между углом парковки и тротуаром, да еще и на пути к главной достопримечательности (зданию библиотеки):

Дорожка вдоль парковки и тротуар, идущий в метре от нее, разделены газоном и нигде не пересекаются, хотя идут параллельно друг другу сотню метров:

Друзья, если не хотите делать таких ошибок — читайте нашу методичку, они там все перечислены с примерами!

Справедливости ради, с другой стороны от библиотеки дорожки сделаны неплохо, и даже с закруглениями на углах, там таких явных ошибок нет:

Хочется верить, что как и в других местах Минска, просчеты благоустройства со временем будут исправлены, и тут тоже станет чисто и ухоженно.

Заключение

Минск — действительно чистый и красивый город. За пешеходным комфортом и безопасностью тут следят (во всяком случае в центре, где я был). Не без огрехов и проблем, да. Но идеально просчитать пешеходную сеть вручную безо ошибок практически невозможно, даже с опытом — слишком много путей и траекторий надо учитывать. В Минске тропы и ошибки есть, но их не так много, и вероятно со временем их исправят.

Как следствие — тут почти нет пешеходных заборов (и они не нужны), гораздо меньше источников грязи и пыли.

В целом интересный город, рекомендую приехать сюда погулять на выходные. Тем более что из Москвы и Питера тут всего лишь около часа лету, билеты дешевые, загранпаспорт не нужен. И если вы профессионально работаете в сфере благоустройства — тут будет на что посмотреть и чему поучиться.