В недавней статье мы разбирали проект парка, который будут строить в квартале «Северная долина» в Санкт-Петербурге. Как оказалось, там был целый конкурс проектов, и кроме рассмотренного в той статье проекта-победителя было еще несколько интересных вариантов. Полный список участников можно найти вот тут, а нас заинтересовала концепция под названием «Северный лес»:

В ней можно увидеть просто изобилие пешеходных дорожек древовидной формы, расходящихся от центральной площади парка. Дорожек тут намного больше, чем в других предложенных концепциях или в уже существующих парках, и нам стало интересно: а сможет ли такое изобилие защитить от образования стихийных троп? Раз уж авторы не экономили на площади дорожного покрытия, может они смогли избежать и типичных ошибок?

Ответ на этот вопрос под катом.

К сожалению, как и в случае с прошлым проектом, все что у нас было — это одна картинка вырезанная из проекта, без легенды и в низком разрешении, так что вероятно наш план, использованный в симуляции, отличается в деталях от задумки авторов. например не везде четко видны дорожки, а для зданий непонятно, где находятся входы.

Вот так выглядел наш исходник:

А вот так — результаты симуляции (доступны также по ссылке):

Как мы видим, обилие дорожек все равно не привело к отсутствию стихийных троп, так как многие места дорожной сети авторы не продумали.

Две типичные ошибки этой древовидной Y-образной дорожной сети — это нехватка горизонтальных связей между разными ветвями дерева и Т-образные перекрестки, заканчивающиеся тупиками. Но есть и другие ошибки.

Смотровая площадка

Тут по плану находится смотровая площадка. Так как данный объект расположен на вершине небольшого холма, автором был запланирован только один вход/выход на неё. Но судя по геодезическим линиям этого холма, зайти на него можно и с других сторон, холм довольно пологий. Стрелками на рисунке указаны возможные альтернативные маршруты к площадке.

V-образная тропа у озера

Вход в парк расположен на берегу озера, которое перекрывает прямой путь к центру парка и основным точкам притяжения. При этом рядом находятся две дорожки, идущие в нужном направлении, но они обе отворачивают в сторону не доходя до входа в парк. Скорее всего тут будет срезан угол напрями. Это как раз пример неудачного шаблонного проектирования древовидной дорожной сети, когда визуально дорожек вроде бы много, но они сделаны для красоты, а не для удобства, и не ведут к важным для пешеходов точкам.

Входы на спортивные площадки с прилегающих дорожек

При наличии точек притяжения повышенного спроса необходимо учитывать, что для избежания возникновения стихийных троп необходимо наличие входов с углов и со всех расположенных поблизости дорожек.

Возможно в этих местах дорожка по плану есть (уж очень странно выглядит разрыв в дуговой дорожке), но на маленьком изображении его не видно.

Отсутствие связей между «деревьями» дорожек, непродуманные связи

Между некоторым группами дорожек нет связей, а в некоторых случаях эти связи есть, но нарисованны совершенно без какого-то смысла, в местах где они не соединяют никакие важные направления движения траффика.

Например вот тут проходит кратчайшее направление от угловых входов в парк к зданиям в центре:

Заключение

Как мы убедились, много дорожек еще не означает удобную дорожно-тропиночную сеть. Дорожки надо прокладывать с умом, стараться соединять прямыми маршрутми основные направления движения пешеходов, учитывать насколько хорошо присоединены точки притяжения к дорожной сети.

В данном проекте авторы позаботились об удобном транзите через парк, так как за парком (при данной ориентации изображения — «сверху») находится лесополоса, так что согласно этой концепции парк выступает транзитным маршрутом для жителей окрестных домов (расположенных «снижу») на пути к лесу. С этой задачей такая сеть дорожек справится. Но вот удобный внутренний транзит между зданиями и площадками внутри парка она обеспечить не способна.

При этом рекомендации ARP хоть и подпортили бы слегка абстрактную красоту древовидной дорожной сети, зато сделали бы этот парк гораздо удобнее для жителей.

Если у вас есть свой проект парка — мы готовы сделать такой же анализ для вас и помочь сделать ваш проект лучше. Пишите нам на info@antroadplanner.ru!