В комментариях к одной из предыдущих статей всплыла интересная тема. Мы неоднократно писали про пешеходные переходы через улицы и автомобильные дороги, а что делать с железными дорогами?

Фото из статьи https://m.novgorod.ru/gallery/2014-02/perehod/

На первый взгляд ситуация может показаться похожей: есть некое транспортное препятствие для движения пешеходов, есть желание сделать путь для людей удобнее и безопаснее. Но так ли оно на самом деле похоже на ситуацию с пешеходными переходами через улицы? Попробуем разобраться.

На самом деле, отличий гораздо больше, чем сходств.

Безопасность

Современный тренд в урбанистике — справедливость использования городского пространства. Несправедливо, когда личные автомобили (владеет и регулярно пользуется которыми меньшинство горожан) занимают большую часть улиц, несправедливо, что пешеходы (которыми в той или иной степени являются все, кроме совсем маленьких детей и людей с ограниченными возможностями) должны им уступать. В итоге родились различные концепции дорожного движения, в которых приоритет отдается пешеходам и общественному транспорту.

В рамках таких концепций ограничивается скорость автомобилей, вводится приоритет пешеходов на переходах и требования размещать эти переходы достаточно часто.

При этом обеспечением безопасности пешеходов в таком случае является возможность автомобиля быстро затормозить. При 60 км/ч тормозной путь по сухому асфальту составляет около 20 метров, а при 40 км/ч (такой лимит часто рекомендуют вводить в населенных пунктах) — и вовсе всего 8.

Тормозной путь легкового автомобиля, изображение с сайта https://avtobasarf.ru

В итоге пешеходы могут почти везде безбоязненно шагать на пешеходный переход — в случае, если все едут по правилам (на правильно спроектированной улице иначе и не получится) риск ДТП минимален, у автомобилей есть достаточно времени остановиться, если не шагать уж совсем под колеса.

Совсем иная ситуация с поездами:

Из комментариев на сайте autoreview.ru

Длина тормозного пути (даже при экстренном торможении, которое чревато сходом с рельсов, повреждениями колес, падениями и травмами пассажиров в вагонах) составляет сотни метров, а то и километры.

В такой ситуации невозможно обеспечить приоритет пешеходам, поезд не сможет останавливаться у каждого переезда-перехода, если только не будет ползти со скоростью в пару км/ч всю дорогу.

Расстояние между переходами

Отчасти связано с предыдущим фактором. Если делать пешеходные переходы везде, где людям хочется, то они будут располагаться очень часто. Мы уже не раз озвучивали цифры, что во многих странах оптимальными признано расстояние между переходами в 100-150 метров, с возможностью делать эти переходы чаще при необходимости (если большой поток пешеходов пересекает улицу где-то между ними).

В такой ситуации автомобилям приходится часто замедляться и ускоряться. Но там где для автомобиля это не такая проблема (разгон до 100 км/ч у легковых автомобилей измеряется секундами), для тяжелого состава это может занимать минуты и требовать большого расхода энергии, не успев разогнаться придется снова замедляться. Средняя скорость в итоге будет совсем маленькой, что сделает железную дорогу практически бесполезной как вид транспорта.

Знаменитая железная дорога, проходящая через рынок в Тайланде. Поезду приходится плестись со скоростью пешехода. Фото с сайта https://dzen.ru/a/W98ULrnCbSzUoAK0

Правильная организация переходов

Правильно организовать пешеходный переход через железную дорогу — тоже нетривиальная задача, более сложная чем через дорогу обычную.

Во-первых, такой переход (во всяком случае в черте города) всегда нужно оснащать светофором.

Во-вторых его желательно не делать в одном уровне с путями. Да, мы сами часто говорим что внеуличные переходы — зло, и зебра на асфальте всегда удобнее подъема/спуска на нцать метров по лестнице. Но в случае с железными дорогами, как мы выше уже показали, невозможно безопасно обеспечить торможение поезда. А безбарьерную среду может быть сложно обеспечить из-за рельсов.

В этой статье можно прочитать о том, как правильнее делать переходы путей: https://urbanblog.ru/721083.html

В итоге получается, что переходы железнодорожных путей это всегда более опасно, сложно, дорого чем переходы через проезжие части улиц. И сравнивать напрямую эти два вида переходов нельзя. Хотя, конечно, забывать об удобстве людей при проектировании жд тоже не стоит, ведь универсальное правило (если нет удобного перехода — люди будут бегать в неположенном месте) работает и тут.