Варшавская железная дорога в Санкт-Петербурге была построена в середине 19 века, а уже во второй половине 20 началось ее постепенное сокращение в черте города и передача поездов на другие вокзалы и ветки. В итоге в 2001 году Варшавский вокзал был закрыт, а пути разобраны.
В здании вокзала долгое время был торговый центр, а часть путей использовалась для музея поездов. Но вот сейчас пути окончательно убраны, а на их месте выросли жилые кварталы. О железнодорожном прошлом напоминает только форма улиц, образовавшихся на месте путей.
Жилые дома там симпатичные на вид, позиционируются как качественное жилье и стоят недешево. Прогуляемся там и посмотрим, что там с пешеходной инфраструктурой и соответствует ли она позиционированию района.
Ближайший к вокзалу участок выглядит красиво. Ну может не шедевр, но для новых районов Питера это почти недосягаемый уровень, над домами явно поработал архитектор (а не только инженеры-проектировщики, стремящиеся впихнуть максимум коробок с максимумом квартир в площадь участка), сделана пешеходная зона посередине
Пешеходная зона имеет интересную изогнутую форму, так как повторяет собой линию путей, когда-то отходивших от вокзала в этом месте.
Сделано разнообразное озеленение, есть и цветы, и кусты, и деревья (последних, впрочем, совсем мало — скорее всего потому, что под этой зоной находится подземный паркинг). На первый взгляд все красиво и соответствует уровню жилья (двухкомнатная квартира в этих домах обойдется примерно в 20 миллионов).
Однако чем дальше смотришь, тем больше понимаешь, что благоустройство тут — это очередной пример того, как дизайнеры делали красивое, совершенно не думая об удобстве и функциональности.
Переход к вокзалу
Очевидно что здание вокзала с его ресторанами и магазинами — одна из основных точек притяжения в районе. Между самим зданием и первыми жилыми домами располагается пустырь и улица.
Через пустырь проложены дорожки. Но проложены максимально квадратно-гнездовым образом. Куча странных прямоугольных газонов на проходе. Выглядят просто хаотичными прямоугольными прорехами в дорожке, которые надо обходить. Зачем?
Не предусмотрены очевидные направления движения пешеходов — от дворовых проездов ко входу в вокзал:
Хотя стоит отметить, что какие-то диагональные направления учли, это хорошо. Но это лишь в очередной раз доказывает, что без солидного опыта в проектировании пешеходной инфраструктуры, или без использования специального ПО, невозможно учесть все направления, даже если хочется сделать удобно:
Очень конфликтное место — пересечение пешеходных дорожек и автомобильного проезда. Тут все как всегда ужасно. Широкая проезжая часть, которая уже заставлена припаркованными авто. Никаких мер для обеспечения безопасности пешеходов не предпринято:
Множество людей будут вынуждены протискиваться между припаркованными машинами и шагать под колеса. В таких местах обязательно надо делать ограничение парковки и обеспечивать видимость!
Первый комплекс жилых домов
Те самые дома с архитектурой и благоустройством. Тут архитектору явно очень нравилось играться с угольником и линейкой. Вся пешеходная инфраструктура уставлена прямоугольными клумбами и прямоугольными же вырезами, заполненными травой, кустами или песком.
Выглядит все это приятно глазу, но вот о пешеходных маршрутах не подумали. Например вот чтобы выйти из этой двери направо, придется сделать Z-образный крюк, обходя два газона:
Троп на этих газонах пока еще почти нет. Дома сданы недавно, видимо еще не все заселены. Коммерческие помещения на первых этажах (один из основных источников троп вдоль фасадов) пока еще пустуют. однако кое-где тропы уже появляются и тут:
Закругления на углах газонов и дорожек ниде не сделано, что в 2023 году уже выглядит странно. Сейчас даже в муниципальных проектах благоустройства кажется дошли до того, что это необходимый элемент пешеходной инфраструктуры.
Как результат — почти везде на прямых углах вот такое:
Второй ЖК
Чуть дальше от вокзала начинается зона ответственности других застройщиков, что сразу заметно по более простому благоустройству и архитектуре зданий.
Между двумя кварталами находится еще одно асфальтовое поле, хаотично забитое машинами. Тут нет даже зебры и знаков перехода, да и вообще какой-либо разметки. Перебегайте на свой страх и риск.
Дальше мы можем увидеть типовое дешевое благоустройство. Одна широкая набивная дорожка идет по центру пешеходной зоны, от нее хаотично кое-где отходят дорожки к зданиям. Тут допущены уже все типичные ошибки — нет дорожек ко многим точкам притяжения:
Зато тут больше деревьев, да.
Авторы проекта видимо уже заранее понимали свое бессилие сделать пешеходную инфраструктуру как надо, поэтому все заранее утыкали противопешеходными заборчиками. Вот тут даже не осилили сделать дорожку ровно напротив подъезда. Зачем, заборы все исправят!
Типичная ошибка — нет прохода к углу прямоугольной площадки, в данном случае — парковки. Тут и заборчик не помогает:
Посреди квартала находится еще одно старое здание, принадлежавшее железной дороге. Его, судя по всему, скоро отремонтируют и откроют там еще какие-нибудь магазины и рестораны. Что повысит нагрузку на пешеходную инфраструктуру и приведет к образованию новых троп
Про закругления и оптимальную форму дорожек тут тоже никто не подумал. Как обычно в таких случаях бывает, люди сами наглядно показали, какая ширина и радиусы им нужны:
Кое-где встречаются и совсем уж странные газонно-заборные конструкции:
Закругление сделано, но очень неудобной плиткой-с-дырочками, по которой невозможно ходить.
Скорее всего таким образом сделаны пожарные проезды, которые по нормативам должны быть со всех сторон дома, и которые разрешается делать в виде укрепленного газона (а не обычных проездов, на которых тут же все начинают парковать машины). Но выглядит очень странно, пересечения плитки, травы, заборов посередине газона и вот этой дырчатой плитки сливаются в какой-то визуальный хаос.
Выводы
В очередной раз убеждаемся, что ни дорогие квартиры, ни именитые архитекторы (первый ЖК разработан известной студией Явейна) не гарантируют вам удобной и комфортной городской среды. Даже там, где на благоустройстве не экономят, его все равно часто делают бестолково. Думая лишь о внешней красоте.
Чтобы такого не случилось в вашем проекте жилого комплекса — обращайтесь к нам! Напишите нам на info@antroadplanner.ru, и мы предложим варианты анализа и доработки вашего проекта пешеходной инфраструктуры. Это не сложно и не дорого, если сравнивать с ценой проекта благоустройства или стоимостью утыкивания противопешеходными заборчиками, но при этом заметно повысит комфорт для жителей и позволит вам добавить еще один пункт к списку преимуществ вашего проекта.
Вова
Интересно, в чем проявляется именитость архитекторов в этом ЖК?
smirnovegorv
Бюро Никиты Явейна в Питере известно и считается достаточно крутым. Они много чего проектировали из нового и «дорогого-богатого» в центре города.