Спасибо одному из подписчиков за ссылку на интересную статью «Active Urbanism and choice architecture: Encouraging the use of challenging city routes for health and fitness» (ссылка на оригинал)
Краткий обзор статьи на русском: https://naked-science.ru/article/psy/peshehody-predpochitayut-dorozhku-s-prepyatstviyami
Основная идея такова. В современном мире большой процент жителей испытывает недостаток двигательной активности. Но при этом большинство жителей городов все-таки ходит пешком, хоть сколько-то времени в день. Но при этом простая ходьба по ровной поверхности — это лучше чем ничего, но все-таки это слабая нагрузка. Нельзя ли превратить ходьбу по городу в физическое упражнение путем изменения ландшафта и городской среды?
Для исследования заинтересованности людей в более физически сложных маршрутах был проведен ряд опросов. Участникам показывались фотографии маршрутов, более прямого и более сложного, где надо было пройтись по лестнице, специальным камням или еще через какие-то препятствия, и предлагалось выбрать, по какому они пойдут.
В разных сценариях доля участников, выбравших более сложный маршрут, колебалась от 14% до 78%. Из описания экспериментов это не до конца ясно, но кажется что меньше всего людей было готово идти по бревну, а больше всего — по узкому мостику, но с перилами.
В самой статье приводятся результаты опросов о том, почему именно был выбран такой или иной путь, подводится различная статистика. Выделим то, что может представлять интерес для нас с точки зрения нашей проблемы: хождения по газонам и удобства пешеходной инфраструктуры.
Во-первых в статье указан вот такой вывод:
Making challenging routes shorter than conventional ones appears to be the most effective layout, encouraging between 36 and 55% of participants (n = 203) to choose such a route. Interestingly, the extent of reduction of a route with a shortcut did not make a significant difference
То есть самым значимым фактором в выборе маршрута оказалась его длина. Если более сложный маршрут оказывается короче обходного — намного больше людей выбирают его.
Второй интересный вывод — что важен только тот факт, что сложный маршрут короче. На сколько именно он короче — большой роли не играет. Даже небольшого сокращения пути уже достаточно, чтобы значительная часть людей захотела воспользоваться более сложным, но более коротким маршрутом.
Это к вечному вопросу «вот же люди, лень лишних два метра пройти, по газону ходят». Да, вот так устроен человек, даже небольшое сокращение пути зачастую достаточно, чтобы начать перелезать через препятствия.
Третий интересный вывод — о влиянии других людей. В некоторых ситуациях до 40% опрашиваемых заявили, что наличие на сложном маршруте других людей подтолкнет их самих воспользоваться сложным маршрутом. Что мы часто видим в наших дворах? Что как только люди начинают ходить по газону регулярно, это становится новой нормой, и все больше и больше людей присоединяются к ним (такое мы уже видели в наших натурных экспериментах с тропами). И зависит это оказывается не только от степени вытоптанности газона, но и просто от того факта, что «раз все делают — значит можно»
Вывод исследователи делают простой: достаточно много людей готовы выбирать более сложный путь, особенно если такие пути правильно спроектированы. И таким образом можно повышать уровень ежедневной физической нагрузки при обычной прогулке по городу, что будет благотворно сказываться на здоровье нации.
Ну а мы сделаем вывод, что оказывается наши заборостроители и благоустроители не просто делают неудобную инфраструктуру, а заботятся о нашем здоровье, создавая нам препятствия для ежедневной физической нагрузки. И пока в Великобритании о таком только задумываются, у нас оно уже есть в каждом дворе.
Добавить комментарий