Мы часто упоминаем понятие «bird shit architecture» — что-то, что выглядит здорово с высоты птичьего полета, но при этом ужасно неудобно и нефункционально для тех, кто ходит по земле.

Одним из часто встречающихся примеров такого в пешеходной инфраструктуре являются дорожки в виде всевозможных концентрических окружностей и спиралей. Иногда складывается такое впечатление, что автору проекта недавно подарили новый циркуль и он еще не успел с ним наиграться, вот и лепит круги везде где только можно.

В этой подборке приведем несколько примеров таких проектов.

Первый пример на снимке выше — из Мурино в СПб. Таких мест там вообще много, похоже циркули завезли массово во все проектные бюро, занимавшиеся этим районом. Забавно выглядит парковка, которая отъела кусочек от круглого узора — такое впечатление, что сперва архитектор нарисовал эти круги, а затем пришлось подгонять двор под нормативы, и парковку пихнули прямо поверх нарисованного благоустройства.

В целом тут пример достаточно безобидный — кроме кругов все-таки нарисованы радиусы в сторону всех точек притяжения, так что эту область можно пройти напрямик не вытаптывая газоны. Хотя нет, вот тут дорожку не предусмотрели. Это одна из типичных ошибок проектирования, о которых мы часто говорим — отсутствие дорожек вдоль заборов:

Вот еще один в целом безобидный пример. Круглая площадка со скамейками внутри детской площадки. Троп нет, но и полезность такой площадки сомнительная — скамейки расставлены кругом вокруг пустого места. Выглядит просто как место для применения циркуля архитектором без какого-либо иного замысла:

А вот тут уже совсем странно. Нарисовать окружности нарисовали, а ширину не посчитали. В итоге дорожка слева сужается до ширины поребрика и превращается вот в такое упражнение на эквилибристику:

Зато с высоты выглядит красиво… наверное?

Больше кругов богу кругов!

При этом про удобство для пешеходов, как обычно, не подумали:

Множество троп видны даже со спутника:

Не стоит думать, что увлечение кругами появилось недавно. Бессмысленные круги любили архитекторы и советских времен. Вот пример из парка на Пулковском шоссе:

Наискосок по диагонали отлично видна и тропа через него:

С кругами мы не раз сталкивались в проектах, которые мы анализировали раньше. Вот пример проекта реконструкции территории вокруг СКК в СПб (проект очевидно фейковый, сделанный для отвлечения внимания общественности, но показательный в плане bird shit):

Кругов тут много, но для пешеходов они неудобны, что и показали наши результаты моделирования.

Так чем в итоге плохи круги?

Стоит понимать, что сами по себе круги из дорожек не плохи и не хороши, это всего лишь один из элементов оформления территории. Но так же как и с другими видами дорожек, при их рисовании надо не забывать и об удобстве пешеходов.

Можно встретить и в целом удачные круги, когда все направления движения пешеходов покрыты радиусами. Однако, при неправильном использовании круги провоцируют архитектора создавать следующие конфликтные ситуации с пешеходами:

  1. Круглую клумбу пихают на проходе. В итоге разрывается прямая линия транзита, людей заставляют делать неудобный крюк. Результат — клумба вытаптывается напрямик

    Фото с сайта https://medium.com/jose-duarte/desire-path-product-design-2e1aacaac5b4

  2. Круги неудобно соединять друг с другом и с лежащими рядом дорожками. Образуются острые углы, которые срезаются пешеходами напрямик

    Срезанный угол между кругом и проездом

    Круги проходят в считанных сантиметрах от дорожки, но нигде с ней не соединяются 

В итоге при рисовании кругов стоит как минимум добавить радиальные дорожки, пересекающие круг в основных направлениях движения пешеходов, а в местах образования острых углов при примыканиях — сделать закругления или дополнительные дорожки.

Пример на рисунке ниже. Черные линии — пешеходные дорожки, серые линии — автомобильные проезды, оранжевый пунктир — места образования троп.

На левом рисунке допущены типичные ошибки проектирования кругов — люди быстро вытопчут круговую клумбу напрямик, а также место примыкания кругов к проезду.

Если не хочется отказываться от идеи кругов вообще — можно проложить дорожки-радиусы через центры кругов, сделать в центре небольшую площадку, добавить примыкание круга к идущему рядом проезду, а также сделать скругления в местах примыкания кругов друг к другу.

В общем, если вам подарили новый циркуль и хочется им воспользоваться в проектировании — пожалуйста, но не забывайте учитывать и направление движения пешеходов!