В последние годы наша городская администрация в СПб наловчилась создавать «горячие точки» на карте города, раздавая налево и направо и без того немногочисленные зеленые зоны под застройку всяким «стратегическим инвесторам». Устье Смоленки, парк Интернационалистов, парк Малиновка — самые крупные из них. Годы уходят у активистов на то, чтобы отбиться от нападок застройщиков и отстоять свое право на комфортную городскую среду.

И вот недавно появилась очередная точка — целый квартал земли вокруг СКК. Его уже несколько раз покусали — сперва под гипермаркет «Карусель», затем под исторический музей. Но теперь владельцы и инвесторы нацелились вообще снести все (сам СКК и все вокруг него) и отстроить заново.

Первоначально речь вообще шла о том, что Газпром снесет и перестроит СКК, а взамен получит остальную часть квартала под застройку жилыми домами, что вызвало массу негодования и протестов. В итоге вроде бы (но это не точно) от жилой застройки отказались, пообещали взамен благоустроить квартал и сделать на нем парк, и даже родили некую концепцию. Она тут же попала под прицелы градозащитников, так как многие решили что ее слепили на коленке по-быстрому чтобы отвести глаза общественности.

Мы решили оценить эту концепцию с точки зрения удобства для пешеходов и попробовать понять, насколько соответствуют действительности утверждения о ее скороспелости и непродуманности.

С первого же взгляда обнаружилась определенная bird-shit-ность концепции. Все вот эти красивые дуговые дорожки, нарисованные в таком количестве будто проектировщик не мог наиграться с новым циркулем. Подобная дорожная сеть красиво и гармонично выглядит при взгляде сверху, однако порождает много проблем для пешеходов:

  • Вместо прямых маршрутов к цели дорожки извиваются и делают изгибы, увеличивая без нужды длину пути и нарушая правило 30 градусов.
  • Многочисленные концентрические окружности имеют недостаточно связывающих их перемычек, порождая типичную ошибку параллельных непересекающихся дорожек, о которой мы писали в нашей методичке.
  • Такие проекты обычно характеризуются отсутствием продуманных пешеходных маршрутов, так как очевидно что тут думали в первую очередь о красоте

Поскольку у нас была только PDF-версия проекта, пришлось обрисовывать ее в нашем веб-редакторе вручную. И уже на этапе обрисовки, безо всякой симуляции, были обнаружены критичные проблемы.

Не учтено окружение квартала

Вокруг квартала находятся важные точки притяжения для жителей, при этом и сам СКК может являться гигантским генератором пешеходного траффика в дни массовых мероприятий. Стоило бы учесть взаимосвязь окружающих объектов чтобы продумать внутреннюю пешеходную инфраструктуру.

Например, восточнее находится огромный ТРЦ «Радуга». Уже сейчас в местах выездов с территории ТРЦ люди перебегают дорогу и протаптывают тропы по газонам вокруг СКК. При этом в представленной выше концепции это никак не учитывается. Там нет даже единственного официального пешеходного перехода через проспект Космонавтов, не говоря уж о двух выездах с парковки где люди перебегают дорогу просто так.

Причем в дни массовых мероприятий многие посетители СКК используют большую стоянку у Радуги для парковки своих машин, т.е. пешеходный траффик с той стороны весьма значителен.

С западной частью все вообще очень странно. Именно с запада, через проспект Юрия Гагарина находится Парк Победы — сам парк и одноименное метро. Именно оттуда приходят пешком и приезжают на общественном транспорте посетители без машин. В предложенной же концепции не отображен вообще ни один пешеходный переход через проспект и ни одна из трех троллейбусных остановок вдоль него.

В итоге огромный потенциальный поток пешеходов просто проигнорирован авторами концепции. На изображении ниже эти потоки показаны зелеными и желтыми стрелками.

Причем ладно бы речь шла о каких-то малозначимых местных источниках траффика, которые можно определить только на местности и при детальном анализе. Но нет, метро, парк и огромный ТРЦ отлично видны со спутника и не заметить их сложно.  Картинка ниже для сравнения масштабов:

Явные небрежности в проекте

В процессе обрисовки квартала нашлось одно очень странное место.

Сперва было вообще непонятно что это такое. Стало чуть яснее при взгляде на 3д рендер проекта (примечательно что ровно рядом с логотипом компании, сразу видно кто так постарался):

Похоже автор концепции сперва нарисовал дорожку, а потом просто поверх нее кинул холм. А что такого?

На этом фоне всякие мелочи, типа раскиданных совершенно случайно тут и там игровых площадок, дорожки к которым вообще не подведены, уже выглядит ерундой.

Вот тут комбо: амфитеатр задним краем стоит прямо на дорожке. А к площадкам дорожек вообще не предусмотрено.

Собственно после таких моментов смысла в дальнейшей работе уже мало. Уже видно, что все сляпано на скорую руку, и вряд ли можно ожидать каких-то хороших результатов от пешеходной симуляции. Но все-таки доведем дело до конца.

Результаты симуляции в Ant Road Planner

Общий результат симуляции, красными показаны стихийные тропы, цветные многоугольники — точки притяжения пешеходов (самые большие это парковки и спортивные площадки). Ниже как обычно будут разобраны отдельные ошибки:

Отсутствие переходов через проспекты Космонавтов и Юрия Гагарина

Про это уже сказано выше. Особенно смущает отсутствие перехода на Аллею Героев, которая находится прямо напротив выхода из СКК и по которой идет основной траффик от метро.

От перехода к Радуге не учтен диагональный транзит на центральный проезд. Уже сейчас там в том же направлении идут стихийные тропы, после реконструкции они вернутся и в новый парк.

Отсутствие входов на площадки

Тут даже дело не в классической и много раз нами озвученной ошибке о неудачных входах на площадки и нехватке входов с углов. Тут площадки просто раскиданы по местности и практически никак не связаны с дорожно-тропиночной сетью парка.

Примеров таких на плане много, вот один из них:

Огромная спортивная площадка в центре находится на пересечении многих диагональных маршрутов, скорее всего там люди будут чаще ходить, чем играть.

Существующий исторический музей недостаточно связан с остальной частью парка

От парковок и территории вокруг исторического музея сделана всего одна дорожка в сторону остальных площадок парка, причем сделана в неудачном месте. По ней нельзя быстро попасть на круглую площадь с торговыми и культурными объектами. Ко второй круглой площади от музея вообще пройти нельзя. В зависимости от крутизны предполагаемых холмов люди будут или проходить прямо по ним, или между ними чуть севернее.

Нет удобного транзита с севера на юг

От парковок на северо-востоке невозможно быстро пройти к южной части парка. Нужно либо идти по тротуару вдоль проспекта Космонавтов, либо идти очень извилистым маршрутом (красная стрелка). Люди скорее всего срежут напрямик (желтая стрелка)

Не хватает связности парковок и СКК

По плану предлагается сделать все парковки не вокруг СКК как сейчас, а перенести их севернее к ТК «Карусель». Однако авторы не предусмотрели удобные маршруты, как именно посетители будут добираться от своих машин ко входам в комплекс. Там оставлены узкие полосы газонов между проездами, которые скорее всего будут все вытоптаны.

Дорожки через эти газоны расставлены хаотично, не стыкуются друг с другом и со входами в комплекс.

Положительные моменты

Есть в проекте и пара положительных моментов. Например учтен большой траффик от юго-восточного угла квартала. Там находится автобусная остановка и переходы к двум жилым кварталам, жители которых используют территорию вокруг СКК для транзита к Парку Победы и Радуге. В новом плане для них предусмотрены диагональные дорожки там, где сейчас идут стихийные тропы

Выводы

Концепция действительно выглядит абсолютно сырой и сляпанной на скорую руку. Помимо типичных ошибок в проектировании пешеходных потоков есть и прямые ошибки, свидетельствующие о небрежности проектировщика: отсутствие существующих переходов и остановок транспорта, перекрывающие друг друга объекты на карте.

Уже после того как мы провели анализ, появилась некоторая дополнительная информация:

Данная концепция — это даже не концепция, а «предконцепция», которую компания выполнила по просьбе потенциального заказчика. Предполагается, что при благоприятном развитии событий договор на проектирование может быть подписан в краткосрочной перспективе.

То есть по сути проектированием еще никто и не занимался. Архитекторы просто кое-как накидали из головы объекты на план местности, демонстрируя что именно там в теории может быть. Этакая демо-версия. Этим и объясняются ошибки и небрежности, ведь никто не будет особо заморачиваться если его по-быстрому попросили нарисовать картинку для презентации.

Однако мы уже не раз встречали случаи, когда дорожная сеть из таких по-быстрому набросанных картинок перекочевывала в итоговый вариант почти без изменений и со всеми ошибками. Поэтому если есть возможность, лучше как можно раньше обратить внимание архитекторов на проблемы с пешеходной инфраструктурой, чтобы они были исправлены сейчас, когда сделать это легко.