Случайно на просторах интернета наткнулись на статью, посвященную вопросу стихийных троп. В статье есть много хороших фотографий и примеров, но нас заинтересовал вот этот:

Кампус Мичиганского государственного университета

Система пешеходных дорожек с высоты выглядит хаотично и нерегулярно — то, что не любят чиновники и архитекторы, но очень любят пешеходы. В статье указано, что администрация университета замостила стихийные тропы, проложенные студентами и сотрудниками, и превратила их в официальные дорожки. Давайте взглянем на это поближе.

Небольшая справка с википедии: в университете обучается почти 50 тысяч студентов и работает около 5 тысяч сотрудников. Кампус занимает территорию в 21 квадратный километр, имеет свое отделение полиции, медицинский центр и сеть автобусных маршрутов.

Когда у вас есть такая толпа народу и столько места — вам волей-неволей придется задуматься о том, как обеспечить пешеходный транзит от домов и общежитий к учебным корпусам, и как при этом не раззориться на поддержании благоустройства.

Кампус очень хорошо можно разглядеть на картах Google, там даже не спутниковая, а детальная аэрофотосъемка, совмещенная с 3д моделью, на которой можно разглядеть даже трещины в асфальте. Координаты точки: https://www.google.com/mapshttps://fotki.yandex.ru/users/metacyplenarium//@42.7234594,-84.4643593,401m/data=!3m1!1e3

В глаза сразу бросается хаотичность дорожной сети. Некоторая симметричность все-таки наблюдается (обусловленная симметричной расстановкой зданий), однако и она зачастую лишь кажется — дорожки по-разному смыкаются, где-то их больше, где-то меньше. Обратите внимание на почти полное отсутствие пересечений под прямыми углами — люди их не любят и возникают они только случайно на некоторых перекрестках, где пересекаются два несвязанных потока пешеходов (т.е. никто не поворачивает на 90 градусов, а оба потока продолжают идти прямо). Именно так с высоты и должна выглядеть удобная дорожно-тропиночная сеть.

Вот типичный пример: прямоугольный газон на углу квартала. Типичной ошибкой, которую мы часто видим в наших дворах, являются дорожки идущие только по его краю параллельно проезжей части. А вот как это сделали тут:

Диагональная тропа позволяющая срезать угол, диагональная тропа к перекрестку и пешеходным переходам, все тропы плавно соединяются, выполняя правило 30 градусов.

Правда идеал, как видно, все-таки недостижим. И что-то похожее на стихийную тропу снизу посередине все-таки наблюдается. Но вообще говоря приходится прилично поползать с лупой по району чтобы найти там стихийные тропы, большей частью газоны целы и ухожены.

Есть впрочем и такие примеры:

Влево стихийная тропа отходит, а вправо почему-то нет, несмотря на симметрию в расположении зданий, возможно потому что левый корпус популярнее.

Но это две единственные стихийные тропы, которые удалось разглядеть при рассматривании снимков (напоминаю, площадь участка — более 20 квадратных километров!). В остальных местах газон чист и нетронут.

Интересное решение тротуаров на перекрестках: вместо простого следования за проезжей частю и прямоугольных пересечений добавлены возможности срезать угол:

Клумба на проходе? Сделаем дорожку через нее:

Вот так, например, выглядит небольшой лесок между корпусами. Думаю, при взгляде на такой план, на количество и углы пересечений дорожек, у любого нашего чиновника с квадратно-гнездовым мышлением случился бы удар:

А вот как для контраста выглядит кампус СПбГУ в Петергофе:

Все пересечения исключительно под прямыми углами, как следствие — множество диагональных стихийных троп. А прямо в центре квартала общежитий — огромный бессмысленный круглый газон, вытоптанный во всех направлениях. Зато в проекте смотрелось наверное симметрично и красиво:

Вблизи это выглядит вот так:

Фото https://fotki.yandex.ru/users/metacyplenarium/

А в каких условиях хотели бы учиться вы?

UPD: заинтересовавшись этой темой нашли еще несколько интересных примеров хорошо благоустроенных кампусов.

Вирджинский политехнический университет:

Университет Мэриленд:

Видно что они оба (особенно второй) изначально были построены по квадратно-гнездовой схеме с прямыми углами и прямоугольными газонами между корпусами, но затем ошибки были исправлены, стихийные тропы превращены в официальные дорожки.