Сейчас у нас в Институте дизайна и урбанистики студенты делают курсовой проект, в котором мы им советуем использовать ARP для проверки качества пешеходной инфраструктуры.

Однако результаты симуляции часто получаются странными и непонятными. Типа вот таких:

Плохой резульат, полученный из-за ошибок при рисовании карты

Вся карта залита красным, и извлечь какую-то полезную информацию из нее невозможно.

Почему так происходит? Потому что человеку, который не знаком с нашей системой, не очевидно, что и как надо размечать.

Разберем эту карту и шаг за шагом улучшим ее, исправляя типичные ошибки, пока не получим вменяемый результат симуляции.

Неправильный масштаб

Первая вещь, которая привлекает внимание — очень широкие тропы и крупные «пиксели» из которых они состоят. Это говорит о том, что у карты задан неправильный масштаб.

При загрузке подложки вы должны указать ширину изображения в метрах. При этом если вы загружаете изображение, которое кроме карты содержит еще что-то (легенду, белые поля по краям) — это надо учитывать и задавать ширину всего файла (с полями).

Пример: если вы вырезали из PDF проекта всю страницу целиком, то загружая ее как подложку, укажите ширину в метрах всей области, помеченной красной стрелкой (может быть не очень тривиально ее определить по карте). А лучше всего обрезать файл как показано фиолетовым прямоугольником, тогда можно будет задавать только ширину области по фиолетовой стрелке, которая легко вычисляется по ориентирам карты.

После того, как я перезалил карту с правильным масштабом (250 метров ширины вместо 100), картинка проредилась и стала примерно вот такой:

Это уже похоже на тропы. Однако все равно еще очень много отвлекающих красных участков. Например, куча Х-образных троп, идущих от подъездов домов, потому что автор карты поставил дома в чистом поле, не подведя к ним дорожек.

Недостающие дорожки от подъездов

Разметим недостающие дорожки. Плюс сократим немного число подъездов. На самом деле, нас интересуют только два больших двора слева и справа, и не интересует территория возле подъездов посередине. При этом избыточное количество подъездов генерирует очень много пешеходов, которые замедляют симуляцию. Поэтому если вы не исследуете территорию вокруг дома, а лишь используете дом как генератор транзитных пешеходных потоков для другой территории, находящейся поодаль, можно удалить половину подъездов для ускорения симуляции.

Дорожки вдоль края карты

На дорожках, ведущих за пределы территории, авторы правильно расставили генераторы, создающие транзитный трафик. Однако в реальности сразу за границей эти генераторы будут соединены тротуарами, опоясывающими квартал. Чтобы избежать ненужных троп между транзитными точками, имеет смысл дорисовать эти внешние тротуары и сократить количество красного на внешних краях карты. Это позволит агентам ходить напрямик по тротуарам, а не по газону вдоль домов, создавая тропы на краях карты, которых в реальности не будет.

После добавления всех дорожек карта будет выглядеть как-то так:

Генераторы на площадках

Еще одна ошибка — тип генератора на площадках.

По умолчанию используются «точечные» генераторы. Они создают пешеходов всегда в центре области. Это подходит для объектов маленьких размеров (например, подъезд дома). Но для протяженных объектов (спортивная площадка) это приводит к артефактам — пешеходы начинают все стремиться обязательно в центр площадки, создавая нереалистичные тропы. Хотя в действительности люди начинают и заканчивают свой путь в случайных точках на площадке.

Четко выраженые тропы, идущие к серединам площадок — выглядит красиво, но не всегда реалистично.

Чтобы включить такое поведение, необходимо переключить генератор в «рандомный» режим. Для этого нужно кликнуть на генератор и изменить значение указанного параметра:

Отсутствие зелени

Еще одна важная проблема — на карте не отмечено озеленение. Деревья и кусты могут представлять собой серьезное препятствие для пешеходов и значительно менять картину пешеходных маршрутов.

К сожалению, не всегда возможно адекватно эту зелень разметить. Когда мы исследуем коммерческие проекты благоустройства — они этим занимаются и размечают все отдельные деревья или хотя бы группы деревьев, так как их необходимо учитывать при строительстве и прокладке новых дорожек. В студенческих же проектах на это нет ресурсов.

По спутниковым снимкам разметить их тоже почти невозможно. На летних фото двор с густой растительностью со спутника представляет собой сплошное море листьев, через которые не видна поверхность земли. И невозможно понять, где люди могут ходить, а где нет.

Поэтому тут придется обойтись без растительности, что может привести к избыточному количеству троп.

Результат

Итак, мы доработали карту следующим образом:

  • Исправили масштаб
  • Дорисовали дорожки от подъездов домов
  • Нарисовали тротуары, окружающие квартал
  • Правильно разметили генераторы на спортивных и детских площадках

В итоге получили вот такой результат. По нему уже можно судить о качестве проекта дорожек в двух дворах:

Надеемся, что этот пост поможет вам избежать ошибок и получить понятные и полезные результаты. Если же у вас все равно не получается нарисовать карту так, чтобы с результатом можно было работать — пишите нам на info@antroadplanner.ru, мы поможем!