Иннополис — один из немногих новых городов, появившихся в России в пост-советское время. Находится он в часе езды от Казани, и создавался как город для ИТ-специалистов. В нем есть технопарк с офисами крупных компаний, особая экономическая зона для стимулирования развития бизнеса, университет, необходимая инфраструктура и жилье для студентов и сотрудников.

Здание технопарка — тут расположены офисы различных компаний

В Татарстане в последнее время все стало очень неплохо с урбанистикой. В Казани, например, открылось множество классных современных парков и набережных. И Иннополис, строившийся с нуля в чистом поле, получил свою долю современного благоустройства. Хоть без проблем, конечно, и не обошлось.

В этой статье прогуляемся по улицам этого нового города и поглядим, что там с удобством и комфортом для пешеходов. Вот тут уж точно сделать хорошо не мешало ничего — ни коммуникации, ни существующие объекты, все можно было запроектировать сразу как надо.

Местами Иннополис становится похож на Финляндию — парки, много зелени, разнообразные фасады зданий вместо типичных серых коробок (впрочем, зависит от квартала, скучные коробки тут тоже есть):

В парках острые углы пересечения дорожек замощены специальной плиткой с дырками:

Вообще такая плитка обычно используется для автомобильных парковок. Использовать ее для пешеходных дорожек не стоит, по этим дыркам очень неудобно ходить, особенно на каблуках. Чаще всего ее используют, чтобы немного смухлевать: дорожки и парковки из такой плитки учитываются в площади озеленения и помогают дотянуть до необходимого норматива. С точки зрения удобства пешеходов ей лучше не злоупотреблять, но такое вот использование допустимо. Вымостить те места, где по плану людям ходить не положено, но они скорее всего будут пытаться срезать путь.

Альтернативный подход в таком случае (если по какой-то причине ну очень не хочется делать нормальное закругление дорожки) — мостить камнями или засыпать гравием:

Еще одна неплохая идея, которая у нас почему-то очень редко используется: отделять газон от дорожки отсыпкой из гравия:

Помогает защититься сразу от нескольких бед:

  • Даже на широкой дорожке люди, бывает, ступают мимо нее. Идя по краю, или двигаясь группой, которая не влезает в ширину. Поэтому иногда края газонов все равно вытаптываются. А отсыпка создает некий буфер.
  • Если газон находится выше уровня дорожки, после дождей грязь и земля начнут стекать на дорожку. А отсыпка из гравия служит барьером и не дает этому происходить.

За эти вот подземные переходы Иннополис не пнул только ленивый урбанист. Зачем-то в чистом поле закопали миллионы рублей, сделав подземные переходы через неширокие дороги, по которым проезжает одна машина в минуту. Бессмысленно, дорого, неудобно, недоступно. Конечно же, лифты для маломобильных групп населения есть, но не работают (и судя по старым постам — не работали никогда).

К счастью, в некоторых местах здравый смысл победил, и наземные переходы таки организовали, в том числе после жалоб жителей. Переходы нормальные: приподнятые, с островком безопасности.

А вот от бесконечных бессмысленных противопешеходных заборов избавиться не смогли или не захотели.

Интересной проверкой на доступность городской среды стали вот эти малыши-курьеры Яндекса:

Внезапно пришла в голову интересная мысль, что расширение зон доставки такими вот роботами (сейчас кроме Иннополиса они есть кое-где в СПб и Москве) может положительно сказаться на безбарьерности среды. Такой вот робот не сможет уже, как мамаша с коляской или велосипедист, чертыхаясь перелезть через ненормативно высокий поребрик или съехать по слишком крутому пандусу (хотя на фото видно довольно крутой пандус впереди, и он по нему хорошо заехал). И у Яндекса будет мотивация присоединиться к борьбе активистов с чиновниками за по-настоящему доступную среду в городе.

Кроме робо-курьеров тут еще ездят беспилотные такси Яндекса (и на них можно прокатиться бесплатно, только будьте готовы к долгому ожиданию, машин мало, а желающих попробовать этот аттракцион — много), а в кафе заказы за стол возит робот-официант.

Вот еще один пример наземного пешеходного перехода на фоне главного корпуса университета. Тут тоже есть пандус, причем обратите внимание, чтобы не делать его слишком крутым, его сделали под углом. Так он получился чуть длиннее и чуть более пологий:

Это хорошее решение, которое давно уже взяли на вооружение все, кому важна реальная комфортность инфраструктуры, а не отчетность для галочки. Например, вот как сделано в Дербенте:

Тут не любят прямые углы. Ну то есть иногда любят, но не гнушаются делать дорожки и по диагоналям, по кратчайшим путям к точкам притяжения. Так и надо:

Вот тут есть прямые углы. Но они не очень мешают. И обратите внимание, что прямо от выхода из первого корпуса сделала отдельная дорожка в сторону проезда, кроме выхода на общий широкий тротуар, идущий вдоль всех корпусов:

Вообще, стихийных троп в городе почти что нет. Отчасти это можно обосновать малыми пешеходными потоками — в городе просто мало жителей, официально всего около тысячи человек, неофициально (так как многие снимают жилье) мне попадались цифры около 4-5 тысяч. То есть даже городом он вроде как не является (хоть и получил такой статус), города в РФ начинаются от 10 тысяч. И траву топтать особо некому. Но и с пешеходной инфраструктурой тут все очень неплохо, во всяком случае я почти не нашел типичных ошибок.

Вот тут сделаны входы на площадки с углов:

Вообще непривычно видеть благоустройство без вездесущих пешеходных оградок. Заборы тут есть только вокруг детского сада и школы, даже дворы открыты. Благодать.

Благоустройство дворов довольно скучное, видно что им занимались не те, кто делал общественные пространства. Деревьев мало (но они хотя бы есть!), детские площадки — дешевый Ксил. Но вот дорожки продуманы, даже тут с угла вот сделали вход:

То же место с другой стороны. Продуманы проходы от всех подъездов и опять-таки с углов:

А вот тут выглядит так, будто тут были какие-то круглые клумбы на проходе. Но их почему-то засыпали гравием. Может потому, что на проходе их быстро вытоптали. А может так и было задумано, старых фотографий я не нашел.

Ну и напоследок немного местного бизнес-класса. Жилье рангом повыше, чем многоэтажки на первой линии, здесь квартиры люди уже покупают, а не снимают. Часто ли в России такое можно увидеть?

Тут бы может и не помешали выходы от домов на тротуар. Но по нему, видимо, никто не ходит (улица тупиковая), да и народу тут мало живет, так что тропы не образуются.

Вот таким выглядит Иннополис с точки зрения пешеходного благоустройства. Никаких заборов, почти никаких просчетов. Да, так можно строить. Да, так можно строить в России. В этом нет ничего сложного (во всяком случае с точки зрения тротуаров и дорог). Хотите, чтобы ваш проект обходился без троп и пешеходных заборов? Обращайтесь к нам, мы поможем вам его спроектировать.