Черная речка — небольшая река на севере Санкт-Петербурга, впадающая в Неву. Долгое время на ее берегах не было ничего интересного — промзоны да дороги. Но вот теперь возникли планы их благоустроить, и превратить реку и прилегающую территорию из полузаброшенных индустриальных задворков в современное общественное пространство.

Сейчас территория вокруг реки ассоциируется вот с этим

Сообществом «Друзья Черной речки» была подготовлена концепция благоустройства. Разумеется, мы не могли пройти мимо и не оценить ее с точки зрения удобства для пешеходов. Результаты под катом.

На данном этапе еще нет детального проекта, есть лишь концепция. Еще не проработано размещение точек притяжения (площадок, зон отдыха), они лишь примерно указаны на плане. Поэтому мы не учитывали некоторые из них, для которых было совсем неясно, что и где должно располагаться.

Результаты симуляции (полная версия по ссылке):

Сразу заметно, что красного не очень много. В целом дорожная сеть обеспечивает хорошую связность всех основных ключевых точек. Но все-таки отдельные участки не помешало бы доработать.

Есть нюанс с ориентацией: в проекте карта повернута на 90 градусов, т.е. нижний левый угол — на самом деле не юго-запад, а северо-запад. Во избежание путаницы дальше будем называть направления по ориентации картинки, а не по сторонам света.

Не хватает прохода к площадкам от нижнего левого входа

Дорожка делает дугу, но вроде бы нигде не соединяется с дорожками возле входа. Таким образом вместо короткого пути по желтой линии к площадке (зеленый многоугольник) придется идти в обход.

Нет удобного выхода с обзорной площадки у реки влево-вверх

Пешеходам придется делать неудобный Z-образный обход, чтобы выйти с дорожки, идущей вдоль берега.

На этом рисунке сверху-справа видна красная дорожка между двумя площадками. Судя по схеме, это должно быть что-то вроде двух открытых сцен или амфитеатров. По проекту непонятно, как именно они должны будут выглядеть, но в любом случае желательно соединить такие важные точки притяжения.

Две дорожки идут рядом, но не пересекаются

Расстояние между двумя дорожками в самом узком месте парка — всего пара метров, но они не пересекаются. В таких местах неизбежно образование троп, когда люди захотят перейти с одной на другую. Например, по пути от входа в парк захотят перейти на дорожку вдоль берега.

В этом месте еще и запланирована площадка для отдыха с видом на реку, так что крайне желательно соединить эти дорожки для удобства движения людей.

Да, формально верхняя дорожка — это велодорожка. Но опыт показывает, что никогда в парках пешеходы не придерживаются назначенных им архитекторами типов дорожек. С точки зрения пешеходов велодорожка — просто еще один удобный проход с твердым покрытием. Стоит понимать, что люди будут ходить по ней пешком. А велосипедистам, в свою очередь, может захотеться съехать с велодорожки на площадку у берега.

Пример из Ильинского сада: дорожка вдоль берега (слева) соединена перемычкой с дорожкой идущей в сторону (справа). Правда тут лучше было бы сделать площадку небольшую, избежав острых углов газона.

Еще одно похожее место есть на плане правее и выше:

Про такие ошибки — идущие рядом, но не пересекающиеся дорожки — мы уже писали в нашей методичке.

Выход из парка на улицу

Не очень понятно, почему выход к улице сделан не с угла парка, а в месте поворота улицы. Люди будут там срезать по газону и перебегать дорогу, как показано ниже.

Возможно, это как-то связано с ограничениями территории или границами участков.

Хотя на одном из изображений видно, что полосы газона между дорожкой парка и проезжей частью нет. Это было бы более логичным решением. Но на другом изображении она почему-то есть.

На этом фрагменте концепции дорожка вплотную прилегает к проезжей части

 

А на этом отделена от проезжей части газоном

Заключение

В последние годы в Санкт-Петербурге стали появляться новые общественные пространства, в том числе и на берегах рек. Про Ильинский сад мы уже писали (раз, два), еще есть набережная Карповки или пляж на Крестовском. Здорово будет, если появится еще одно такое место.

Ну и надеемся, что авторы проекта не забудут подумать и об удобстве пешеходов, чтобы людям было не только красиво, но и удобно гулять там. Готовы оказать в этом посильную поддержку и проверить в нашем симуляторе более детальный проект, когда он будет готов.