Недавно в Санкт-Петербурге состоялся архитектурный конкурс «Петербургский стиль 21 века».

2459ed

«В сентябре этого года Комитет по градостроительству и архитектуре объявил конкурс на разработку концепции застройки новых жилых районов Санкт-Петербурга. Конкурс нацелен на поиск модели соответствия качества жилой среды градостроительному, историко-культурному, природному и социальному контексту, а также на поиск проектных методов воплощения этого соответствия — идентификации. Участники конкурса, молодые архитекторы не старше 35 лет и студенты старших курсов архитектурных факультетов профильных вузов Санкт-Петербурга, работали над концепциями развития двух территорий конкурсного проектирования, расположенных в Красногвардейском и Фрунзенском районах города.» (https://gov.spb.ru/gov/otrasl/architecture/news/102830/)

Мы решили проверить проект, занявший первое место, на нашем симуляторе и посмотреть, насколько все хорошо с пешеходной инфарструктурой и уделялось ли ей достаточно внимания.

Проект занявший первое место

Проект занявший первое место представляет собой план перестройки промзоны «Пороховые» в жилой квартал со включенными в него бизнес-центрами и комплексами высокотехнологичного производства.

3

Слово авторам проекта:

«Предлагается принцип реновации микрорайонной системы, суть метода – в создании квартальной системы внутри микрорайонной. Такой тип основан не только на принципах исторической среды, где квартал – основа городской ткани, но имеет над ней некоторые преимущества, главными из которых являются экологичность среды и комфорт пешеходов.

Важнейшим принципом является проницаемость среды – свободный доступ к воде и непрерывность открытой береговой линии не только для жителей района/участка, но и для любого обывателя. На берегу сохраняется экологически чистая промышленность, при минимизации занимаемой площади путём внедрения в производство новых технологий.»

Ну что же, проверим «проницаемость среды» в симуляторе. Предложенный проект весьма велик, длиной больше километра, поэтому для проверки мы возьмем небольшой его кусок в один квартал.

Результаты симуляции

К сожалению на карте не были отмечены подъезды и входы в здания, поэтому пришлось расставлять их самим исходя из логики дорожек (где дорожка упирается в стену дома — там скорее всего есть вход). Получилась вот такая вот картина:

Отчетливо видно что этот фрагмент района разрабатывали разные люди. Если в северной части (жилые дома) мы можем наблюдать продуманные диагональные тропы на основных направлениях (и тепловая карта показывает их востребованность для людей, желающих срезать угол внутри квартала), то вот в южной части (бизнес-центры) все такое квадратно-прямоугольное, и разумеется вытоптанных троп там будем гораздо больше. Рассмотрим теперь отдельные фрагменты.

Левый жилой дом

1Тут все в целом хорошо, видно что проектировщики позаботились о создании удобных прямых выходов из двора. Но вот одно место они пропустили, и из верхнего подъезда для выхода на север нужно сделать крюк. Скорее всего тут будет срезан угол.

 

 

 

Средний жилой дом

2Предусмотрены диагональные выходы из двора на север, но почему-то не сделано диагональных подходов к зданию на юге. Правда по плану непонятно назначение этого здания, да и выход у него может быть как с севера так и с юга, так что возможно в реальности эти дорожки и не понадобятся.

 

 

 

Тройная аллея

3Вот тут мы наблюдаем довольно странное решение в виде трех параллельных дорожек, пересекающих весь район. При этом видна и явная ошибка проектирования — в местах пересечения с другими дорожками (которые сами по себе проложены довольно логично и соединяют важные для пешеходов области) в центральных газонах не сделаны разрывы. В итоге там неизбежно появятся тропы.

 

 

Область вокруг зданий бизнес-центра

Основная проблема этой области района — обилие дорожек сходящихся исключительно под прямыми углами. Практически все ошибки тут одинаковы и приведут к образованию крестовых троп через газоны и срезанных углов

4

В этой области сложнее было угадывать места входов в здания, поэтому схема может лишь приблизительно отражать реальный итог движения пешеходов. Возможно часть этих троп можно будет избежать заградительными мерами (например размещением на прямоугольных участках газонов клумб  и кустарника, кажется на плане что-то такое там и есть, но без комментариев к схеме сложно понять что именно).

Выводы

Вполне возможно продумать и создать качественную систему дорожек вручную. Однако даже в таком случае можно упустить какие-то важные направления движения пешеходов, что мы видим на примере северной части квартала.

При этом даже при наличии стремления сделать все правильно у некоторых проектировщиков, большие районы обычно проектируются целым коллективом, не все члены которого могут и хотят тратить на это время. И они создают шаблонно-прямоугольную сеть дорожек, как видно в южной части квартала. В итоге наш алгоритм способен помочь как первым — найти отдельные изъяны в планах, так и вторым — сэкономить время на продумывании сети дорожек и получить лучший результат.

Если у вас есть проект двора или парка — шлите его нам, мы поможем вам сделать его удобнее для будущих жителей и посетителей!