Есть одна частая проблема благоустройства, которую можно легко решить, если на мгновение забыть про пешеходов (да-да, в этом блоге звучит немного крамольно), и сосредоточиться на… тракторах.
Слишком узкие дорожки, примыкания под неудобными углами, отсутствие закруглений на примыканиях — типичная «локальная» проблема пешеходных сетей. Даже если общая сеть спроектирована правильно и все направления движения учтены, такие мелочи как неправильные примыкания дорожек все равно могут все испортить. Как вот тут, где угадали с направлением, но не угадали ни с шириной, ни с углом:
Иногда бывает вот так смешно: с одной стороны закругление сделали, а с другой — нет. То ли у проектировщиков, то ли у рабочих, кладущих плитку, просто нет понимания как делать правильно, и результат получается каким-то случайным. Закругления то есть, то нет. Слева есть — справа нет:
На одной дорожке они есть, а на другой в пяти метрах от первой — нет. И кто-нибудь потом именно туда ведь и наступит!
Казалось бы, положи пару лишних плиток в угол, и проблема решена. Но нет, почему-то именно эта проблема вызывает все больше протеста и сопротивления у проектировщиков:
Да вам что, лень один лишний шаг сделать чтобы на газон не наступать??!
К сожалению, спорить тут оказывается очень сложно. И сложно убедить в важности этого «лишнего шага».
Вопрос о том, почему вообще людям лень сделать этот шаг, чтобы пройти по дорожке, а не срезать угол по грязи, заслуживает отдельной статьи. Вкратце — потому что эволюционно в человеке закрепилось нежелание тратить энергию на лишние и очевидно ненужные вещи (ведь в дикой природе лишней энергии не бывает, волей-неволей научишься экономить каждую потраченную калорию), а этот шаг рассматривается однозначно как лишнее энергозатратное телодвижение. Поэтому всегда получается вот так:
Но убеждать в этом человека, не разбирающегося в теме — как биться лбом об стену. Бесполезно или слишком энергозатратно. Некоторые проектировщики вообще воспринимают это как личное оскорбление. «Ах нехорошие пешеходы не хотят делать лишний шаг? Так я из принципа не пойду у них на поводу, пусть учатся манерам, сделаю везде прямые углы! Пусть страдают!»
Чтобы не вступать в бесплодный долгий спор про то, что благоустройство должно быть для людей, а не люди для благоустройства, можете просто показать несколько фотографий, которые будут ниже, и напомнить про одну вещь. Можно даже по слогам, для пущей убедительности:
У-бо-роч-на-я тех-ни-ка!
Да, пешеходы, гады такие, назло вам сделают шаг по диагонали газону и испортят вашу прямоугольную красоту. Надо их учить, наказывать и унижать (это сарказм, если что). Но пожалейте бедные тракторы и трактористов! Они ни в чем не виноваты! Им просто выдали огромную неповоротливую стальную тушу! Типа вот такой:
Уборочный трактор просто не может вписаться в вашу дорожку шириной в метр:
Да, пешеходы-то перебьются, пойдут бочком, в колонну по одному, на цыпочках. Но трактор — он железный. Он не умеет сжиматься в габаритах и становиться меньше, чем ему заводом отведено. А отведено стандартному трактору Беларус (у нас такие часто используют коммунальные службы) примерно два метра в ширину:
Да, бывают тракторы меньше. Бывают совсем маленькие уборочные машинки, почти такие же юркие как человек. Вот только беда, есть они мало где. Стоят дорого, эффективность ниже, универсальность тоже. Поэтому большинство коммунальщиков продолжает пользоваться большими тракторами для уборки территории.
Впрочем, даже там где они есть, это часто не особо помогает. Вот буквально вчера, уже написав этот пост, поймал на улице подходящий кадр:
Маленький трактор вроде бы помещается в тротуар, но вот углы все равно срезает, судя по следам.
С шириной тротуаров вообще все сложно. В ГОСТ по автомобильным дорогам приведена цифра минимальной ширины одной полосы движения пешеходов в 0.75м. Соответственно многие проектировщики просто не парятся, берут две полосы минимальной ширины, итого 1.5 м, и радостно рисуют дорожку или тротуар именно такой ширины. Что по факту совершенно недостаточно ни для сколько-нибудь заметного пешеходного траффика, ни для механизированной уборки. Всегда надо брать минимум 2, а то 2.5 метра, с запасом на заборы-столбы и немножко места сбоку.
Проблема есть и с углами поворотов и закруглениями. Уборочный трактор не может повернуть на 90 градусов на дорожках шириной в полтора-два метра. И уж тем более не впишется он в острый угол, не заехав на газон:
У трактора есть минимальный радиус разворота, для трактора МТЗ-80 это около 4 метров по оси внешнего колеса, около 2 метров по внутреннему колесу.
Радиус поворота наглядно, люди вытоптали почти идеальный полукруг возле пешеходного перехода. Получился радиус примерно 3 метра:
В целом радиус закругления примерно равен ширине пешеходной дорожки. Можно в целом ориентироваться на этот принцип — от половины до целой ширины дорожки, тогда точно не промахнетесь.
Вообще закругления на пешеходных путях в федеральных законах не регулируются (поправьте если неправ). Но удалось найти, например, стандарты благоустройства ХМАО, где говорится:
[…] на поворотах и в местах пересечения пешеходных дорожек необходимо выполнять скругления для предотвращения вытаптывания газонов. Радиус скругления на пешеходных путях следует принимать от 1.5 до 5,0 м;
В общем, те же самые «тракторные» значения. В ХМАО наверняка знают толк в зимней механизированной уборке.
Для автомобильных полос, кстати, этот параметр нормируется, значения там разные в зависимости от категорий дорог и скорости движения, но минимальные значения для местных улиц указаны тоже около 5 метров. Уж по таким-то дорогам тракторы точно проехать смогут.
Еще одна любимая проблема, как правило встречающаяся на тротуарах — это препятствия, воткнутые посередине узкого прохода. Опять-таки, на пешеходов плевать — пожалейте трактора!
Трактор не сможет объехать столб, воткнутый в середину узкого тротуара. Пешеходы — протиснутся как-нибудь, от них не убудет, а вот трактор — ну никак, никак не сможет:
Иногда препятствия устраивают вообще на ровном месте, вместо прямой дорожки делая странные зигзаги. Уборочная техника, если это не гусеничный трактор, не умеет поворачивать на 90 градусов на одном месте. А гусеничный трактор разнесет вам асфальт или плитку в момент, поэтому их для уборки городов не используют, какая жалость. В итоге вот такое «благоустройство» не удовлетворяет «тракторному критерию», не надо так делать:
Необходимость уборки тротуаров и аллей парков — объективный факт, так же как и то, что делают это обычно механизированным образом с помощью техники. И пешеходная дорожная сеть должна создаваться в том числе с учетом особенностей этой техники:
- Минимальная ширина дорожек от 2 метров — если она будет уже, то трактор просто не поместится и одним колесом поедет по газону.
- На перекрестках дорожек должны быть закругления — трактор, особенно с прицепом, не сможет не срезать угол. Радиус поворота трактора МТЗ-80 по оси внешнего колеса — 4 метра.
Проектируя пешеходную сеть, мысленно представляйте едущие по ней уборочные машины. Проедут? Развернутся? Не уткнутся в узкий крутой поворот? Если все в порядке, то скорее всего ваша сеть будет удобной и для пешеходов, хотя бы в плане примыкания и соединения дорожек.
Не получается проектировать для людей? Можно проектировать для тракторов. Получится тоже неплохо!
Добавить комментарий