Про конференцию пост сделаю чуть позже, как вернусь домой. А пока хочется поделиться впечатлениями от Екатеринбурга.

С погодой очень повезло, да тут еще и золотая осень — лучшая обстановка для знакомства с новым городом. Можно было хорошо погулять по центру, и в том числе оценить качество городской среды

Понравилось, что в городе ведется работа с туризмом. Разработан городской брендинг, сделаны крупные и протяженные проекты благоустройства.

Главной точкой притяжения, конечно, являются набережные реки Исеть. И вот тут я сразу хочу позавидовать. В Санкт-Петербурге с набережными все плохо, у нас они превращены в магистрали, и чиновники и проектировщики упорствуют в своих попытках их закатать в асфальт и озаборить. Есть исключения, например набережная Карповки, но их мало, очень мало.

А тут не побоялись сделать большое благоустройство по всему центру. Вдоль набережных сделаны прогулочные зоны на разных уровнях, высажены растения. Очень здорово, а главное они длинные.

В Санкт-Петербурге, как я внезапно понял, большая проблема с протяженными прогулочными пространствами: наши парки раскиданы тут и там, никак не соединены и разделяются бесконечно унизительными для пешеходов улицами. А тут все сделано в едином комплексе, при этом передвигаться по центру гораздо проще. Видно, что город развивается и внедряет новые методы проектирования улиц. Да, может не быстро, но внедряет. В отличие от СПб, где в центре годами перекладывают асфальт на плитку и обратно, но по сути ничего не меняется, и улицы как были, так и остаются труднопроходимыми для людей.

Выделенная велодорожка (слева), достаточно широкий тротуар, узкая проезжая часть, удобная навигация, озеленение — так и должна выглядеть современная улица в центре города

С самокатами, кстати, тут такие же проблемы как и у нас. Только тут решили их не запрещать, а делать инфраструктуру, что очень правильно.

Это вообще больная тема, которая обсуждалась на конференции — никому кроме питерских чиновников не пришло в голову запрещать двухколесный транспорт, эксперты со всей страны крутят пальцем у виска и добавляют: «а, ну это Питер, там всё странно делают». Но про это будет в посте про саму конференцию.

Что порадовало — тут почти нет пешеходных заборов! И почти нигде нет троп. Авторы явно думали о пешеходах и избежали почти всех типичных ошибок.

Ни одного забора и ни одной тропы. Да, так бывает! Да, так можно!

Например, вдоль набережной идет несколько параллельных дорожек, разделенных газоном, но они регулярно соединяются переходами. Очень круто и правильно.

Хотя совсем без ошибок тоже не обошлось. Вот тут с одной стороны площадки выход сделан, а с другой — нет. В итоге появилась тропа, но ее заложили чем-то вроде ковролина. Тоже интересный вариант, впервые вижу такое: тропа замаскирована, издалека ее не видно, при этом не надо топтать землю

Тут дорожка с угла на площадку есть

А тут почему-то нет, в итоге люди вытоптали тропу, а ее закрыли каким-то синтетическим материалом

В отдельных местах отдельные направления все-таки не просчитали:

Но сразу скажу, на более чем километровом участке набережной я нашел буквально два таких места. При том что пешеходный поток там значительный, людей гуляет очень много, а вдоль набережной много точек притяжения в виде офисных небоскребов и Ельцин-центра. Так что за проектирование дорожной сети можно смело ставить пятерку с небольшим минусом, очень хорошо получилось.

Обустройство зеленых зон кстати тоже на высоте. Разные растения и цветы, минимум скучной пустой травы, все по канонам современного дизайна общественных пространств.

Обратите внимание на дорожки между клумбами. Тут предложена хорошая альтернатива: кто хочет погулять — идет по извилистой тропинке внутри зеленой зоны. Кто хочет быстрее добраться до цели кратчайшим маршрутом — идет по широкой асфальтовой дорожке. Каждой группе пешеходов свой путь.

Отдельно хочется отметить разноцветные линии на асфальте. В центре города я встретил три: розовую, желтую и синюю.

Тут вот путаница, стела розового цвета, но по идее описывает желтую линию (которая идет рядом за кадром).

Как оказалось, это пешеходные маршруты. Розовая — маршрут по обычным туристическим достопримечательностям. Желтая — маршрут по объектам стрит-арта, созданным в рамках фестиваля STENOGRAFFIA. А вот что значит синяя линия я так и не понял.

Одна из точек на желтой линии

В целом интересная идея для туристов, приехавших в город на день-два и желающих пройтись по всем интересным местам в рамках одной прогулки.

В общем, с точки зрения благоустройства Екатеринбург (во всяком случае его центр) мне понравился. Есть много интересных проектов для туристов, есть комплексный подход к перестройке центра, есть примеры следования современным трендам в городском проектировании.

С архитектурной точки зрения город — лютая сборная солянка. В одном кадре постоянно попадается деревянный дом конца 19 века, какой-нибудь советский монумент и современный небоскреб (оо, тут очень любят высотки):

Полноценного исторического центра тут нет. Есть отдельные старинные здания, есть улицы где этих зданий большинство, но все равно они перемежаются и сильно разбавляются советскими и современными зданиями.

Если вы хотите наделать контрастных фото в духе «старое и новое» — вам однозначно в Екатеринбург

Да, если отойти подальше от центра, город становится похож на любые постсоветские города. Панельки, зелень, разбитые тротуары. Но даже там иногда можно найти неожиданную пешеходную улицу или красивый ракурс на новые высотки. Особенно в такую прекрасную погоду и время года.

Да, наверное у Екатеринбурга много проблем, и можно найти за что его поругать. Местные жалуются на засилие мигрантов, город стоит в пробках, наземный ОТ забит битком и состоит на 80% из древнего хлама и маршруток, а последнюю станцию метро тут открыли 12 лет назад, и новых больше не строят. Но ругать и без меня найдется много желающих. А я же хочу написать, что мне город понравился, и я бы сюда даже еще приехал, тем более что лететь от Питера всего 2.5 часа. Тут есть свой вайб, начиная от дикой эклектичности деревянных домов рядом с небоскребами, увлечением городом стрит-артом и граффити, и заканчивая гордостью города за его промышленную историю, выраженную во множестве интересных памятников и арт-объектов.

И к благоустройству тут подходят ответственно и движутся в правильном направлении, что мне тоже нравится.

В общем, кто ищет место для туризма выходного дня — приезжайте, не пожалеете!