Рассказывать про пешеходную инфраструктуру в Индии не очень интересно, ее там по большей части просто нет. Типичная улица небольшого индийского городка — это проезжая часть (узкая, очень узкая, но они там как-то на грузовиках разъезжаются) и… все. Стены домов сразу по краю. Ну может еще канава для стока воды вдоль края. Ни тротуаров, ни общественных пространств, ничего.
В городах покрупнее ситуация получше, но не сильно. Где-то там слышали, что надо делать какой-то тротуар, но кажется так и не поняли, что это такое и зачем оно нужно. В итоге полоску твердого покрытия вдоль дороги используют для парковки, свалки, установки столбов и чего угодно еще, кроме собственно движения пешеходов.
Но Чандигарх — исключение по меркам Индии. Этот город был спроектирован в 60-е с нуля, для его создания приглашались европейские архитекторы, в том числе знаменитый Ле Корбюзье. Посмотрим, что им удалось сделать в плане пешеходной инфраструктуры.
Город даже на карте привлекает внимание своей четкой сеткой улиц. Он разбит на пронумерованные прямоугольные кварталы одинакового размера. Магистральные улицы разделяют кварталы, перекрестки как правило сделаны с круговым движением. Внутри кварталов есть местные улицы, в центрах сделаны торговые зоны с магазинами и общепитом, вокруг них — бетонные дома.
Ничего не напоминает? Да это же та самая концепция микрорайонов, по которой построены все позднесоветские районы и города. Попытка собрать город из самодостаточных «кирпичиков» — кварталов, внутри которых есть все нужное для жизни, от зон отдыха до объектов социнфраструктуры, разделенных широкими проспектами.
Не будем сейчас рассматривать плюсы и минусы такого подхода к проектированию, про него уже не раз высказались все известные блоггеры-урбанисты. Скажем лишь, что в 60-е годы этот подход был на пике популярности, Ле Корбюзье был одним из его адептов, а его планы реконструкции центра Парижа и Москвы (в духе «все снести начисто и построить заново по линеечке») до сих пор иногда с ужасом вспоминают различные защитники исторической застройки.
Просто прогуляемся по городу и поглядим, к чему привел такой подход в индийских реалиях.
Во-первых, тут все-таки есть тротуары! И по ним даже можно ходить. Для жителей России это может показаться чем-то банальным, но во всех остальных населенных пунктах их либо нет вообще, либо передвигаться по ним невозможно.
Возле самого центра города благоустройство вполне на уровне. Так и не скажешь, Индия это или Европа. Вполне по-европейски выглядящие круговые перекрестки, плиточка. Велодорожки и отдельные велопереезды.
К сожалению, в сам административный центр города, где главная красота, мы попасть не смогли. Проход туда возможен только с экскурсией, и везде колючая проволока и охрана по периметру.
Пешеходный переход, велодорожка, столбики от заезда машин:
Вот только это все не работает. Пешеходам никто и не думает уступать дорогу. Перейти ее тут — как в омут головой, в надежде что вынырнешь живым.
Это мне всегда казалось самым неудачным сочетанием. Когда на улице просто хаос из машин, а дорога — случайное нагромождение асфальта и пыли, как во многих азиатских странах, то все понятно — вертишь головой на 360 и пытаешься выжить. Когда на улице красивая разметка и все ездят по правилам — то тоже понятно, можно расслабиться, зная что ты, пешеход, на улице главный (хотя по сторонам смотреть все равно надо), тебя пропустят. Но вот такие места — где разметка и дороги европейские, а поведение водителей азиатское — вот тут самое страшное. Можно повестись на красивые переходы, шагнуть на дорогу и оказаться под колесами грузовика, который тебя отлично видел издалека, но даже и не думал замедлять ход.
Индусы, кажется, тоже испытывают некоторые сомнения по поводу пешеходных переходов и их полезности. Поэтому часто делают их в каких-то абсолютно случайных местах, ведущими из ниоткуда в никуда: В России такое тоже любят делать. Ну вот тут этого совсем много, можно было почувствовать себя как дома.
В Чандигархе есть свой городской велопрокат. Вообще, как и много где в Азии, в Индии очень популярны мопеды и мотоциклы. А вот велосипедов на улицах особо не встретишь. Но именно в этом городе, где велоинфраструктура была запланирована в дизайне улиц с самого начала, велосипедисты попадаются.
Так что стоит отметить, что в словах велоактивистов «сперва инфраструктура — потом рост популярности велопоездок» есть своя правда. Удобная велоинфраструктура кое-как, но работает даже тут, в Индии, делая этот вид транспорта популярнее.
Велопарковки, кстати, тут тоже делать не умеют. Милые сердцу российского чиновника или архитектора убогие арочки, в которые велосипед можно вставить только колесом и невозможно нормально пристегнуть, встречаются и тут:
В России приходится в таких случаях привязывать велосипед к ближайшему противопешеходному забору (единственная польза от них). Тут, в Индии, до таких заборов как-то особо не додумались, так что и привязать некуда.
Эх, нам бы в Питер такие велодорожки. Мы бы нашли им лучшее применение:
Но тут тоже не обошлось без проблем. Повернуть с велодорожки направо (под знак) неудобно из-за острого угла. При этом велодорожка, идущая в том направлении вдоль улицы, нигде не продублирована тротуаром для пешеходов. В итоге люди ходят по ней как по тротуару, не оставляя места для велосипедистов.
С пешеходной инфраструктурой тоже не все ладно. Прямоугольная сетка улиц только на карте выглядит правильно и удобно, на деле это стандартный bird shit — красивый на виде сверху, но не учитывающий многие удобные направления для пешеходов. Поэтому и троп тут достаточно много:
Очередной наглядный пример того, что даже имея полную свободу в проектировании и желание сделать хорошо (Чандигарх строился в чистом поле и как имиджевый проект, денег и прочих ресурсов на него не жалели) спроектировать пешеходную инфраструктуру без ошибок сложно.
В общем, в очередной раз подтверждаются тезисы, что проблемы с пешеходами универсальны. Они не являются следствием какого-то особого «русского менталитета» или особой криворукости наших градостроителей. Те же самые ошибки — бессмысленные переходы, неудобные дорожки, неправильные велопарковки — встречаются и в других странах. Даже в таких экзотичных и непохожих на Россию, как Индия.
Жаль не удалось заглянуть в другие крупные города Индии, в Дели, например. Интересно было бы оценить подходы к благоустройству там. Может, кто-нибудь поделится в комментариях своими впечатлениями?
Добавить комментарий