Рассказывать про пешеходную инфраструктуру в Индии не очень интересно, ее там по большей части просто нет. Типичная улица небольшого индийского городка — это проезжая часть (узкая, очень узкая, но они там как-то на грузовиках разъезжаются) и… все. Стены домов сразу по краю. Ну может еще канава для стока воды вдоль края. Ни тротуаров, ни общественных пространств, ничего.

В городах покрупнее ситуация получше, но не сильно. Где-то там слышали, что надо делать какой-то тротуар, но кажется так и не поняли, что это такое и зачем оно нужно. В итоге полоску твердого покрытия вдоль дороги используют для парковки, свалки, установки столбов и чего угодно еще, кроме собственно движения пешеходов.

Но Чандигарх — исключение по меркам Индии. Этот город был спроектирован в 60-е с нуля, для его создания приглашались европейские архитекторы, в том числе знаменитый Ле Корбюзье. Посмотрим, что им удалось сделать в плане пешеходной инфраструктуры.

Город даже на карте привлекает внимание своей четкой сеткой улиц. Он разбит на пронумерованные прямоугольные кварталы одинакового размера. Магистральные улицы разделяют кварталы, перекрестки как правило сделаны с круговым движением. Внутри кварталов есть местные улицы, в центрах сделаны торговые зоны с магазинами и общепитом, вокруг них — бетонные дома.

Ничего не напоминает? Да это же та самая концепция микрорайонов, по которой построены все позднесоветские районы и города. Попытка собрать город из самодостаточных «кирпичиков» — кварталов, внутри которых есть все нужное для жизни, от зон отдыха до объектов социнфраструктуры, разделенных широкими проспектами.

Деловой центр одного из кварталов. Парковки, магазины, кафе, вокруг деревья, дальше начинаются жилые дома

Бетонная архитектура. Чем-то неуловимо напоминает постсоветские города. Только тут внизу стоят палатки местных бомжей

Не будем сейчас рассматривать плюсы и минусы такого подхода к проектированию, про него уже не раз высказались все известные блоггеры-урбанисты. Скажем лишь, что в 60-е годы этот подход был на пике популярности, Ле Корбюзье был одним из его адептов, а его планы реконструкции центра Парижа и Москвы (в духе «все снести начисто и построить заново по линеечке») до сих пор иногда с ужасом вспоминают различные защитники исторической застройки.

Тот самый план со сносом центра Парижа и заменой его небоскребами

Просто прогуляемся по городу и поглядим, к чему привел такой подход в индийских реалиях.

Во-первых, тут все-таки есть тротуары! И по ним даже можно ходить. Для жителей России это может показаться чем-то банальным, но во всех остальных населенных пунктах их либо нет вообще, либо передвигаться по ним невозможно.

Возле самого центра города благоустройство вполне на уровне. Так и не скажешь, Индия это или Европа. Вполне по-европейски выглядящие круговые перекрестки, плиточка. Велодорожки и отдельные велопереезды.

К сожалению, в сам административный центр города, где главная красота, мы попасть не смогли. Проход туда возможен только с экскурсией, и везде колючая проволока и охрана по периметру.

Пешеходный переход, велодорожка, столбики от заезда машин:

Вот только это все не работает. Пешеходам никто и не думает уступать дорогу. Перейти ее тут — как в омут головой, в надежде что вынырнешь живым.

Это мне всегда казалось самым неудачным сочетанием. Когда на улице просто хаос из машин, а дорога — случайное нагромождение асфальта и пыли, как во многих азиатских странах, то все понятно — вертишь головой на 360 и пытаешься выжить. Когда на улице красивая разметка и все ездят по правилам — то тоже понятно, можно расслабиться, зная что ты, пешеход, на улице главный (хотя по сторонам смотреть все равно надо), тебя пропустят. Но вот такие места — где разметка и дороги европейские, а поведение водителей азиатское — вот тут самое страшное. Можно повестись на красивые переходы, шагнуть на дорогу и оказаться под колесами грузовика, который тебя отлично видел издалека, но даже и не думал замедлять ход.

Индусы, кажется, тоже испытывают некоторые сомнения по поводу пешеходных переходов и их полезности. Поэтому часто делают их в каких-то абсолютно случайных местах, ведущими из ниоткуда в никуда: В России такое тоже любят делать. Ну вот тут этого совсем много, можно было почувствовать себя как дома.

В Чандигархе есть свой городской велопрокат. Вообще, как и много где в Азии, в Индии очень популярны мопеды и мотоциклы. А вот велосипедов на улицах особо не встретишь. Но именно в этом городе, где велоинфраструктура была запланирована в дизайне улиц с самого начала, велосипедисты попадаются.

Так что стоит отметить, что в словах велоактивистов «сперва инфраструктура — потом рост популярности велопоездок» есть своя правда. Удобная велоинфраструктура кое-как, но работает даже тут, в Индии, делая этот вид транспорта популярнее.

Велопарковки, кстати, тут тоже делать не умеют. Милые сердцу российского чиновника или архитектора убогие арочки, в которые велосипед можно вставить только колесом и невозможно нормально пристегнуть, встречаются и тут:

В России приходится в таких случаях привязывать велосипед к ближайшему противопешеходному забору (единственная польза от них). Тут, в Индии, до таких заборов как-то особо не додумались, так что и привязать некуда.

Эх, нам бы в Питер такие велодорожки. Мы бы нашли им лучшее применение:

Но тут тоже не обошлось без проблем. Повернуть с велодорожки направо (под знак) неудобно из-за острого угла. При этом велодорожка, идущая в том направлении вдоль улицы, нигде не продублирована тротуаром для пешеходов. В итоге люди ходят по ней как по тротуару, не оставляя места для велосипедистов.

С пешеходной инфраструктурой тоже не все ладно. Прямоугольная сетка улиц только на карте выглядит правильно и удобно, на деле это стандартный bird shit — красивый на виде сверху, но не учитывающий многие удобные направления для пешеходов. Поэтому и троп тут достаточно много:

Очередной наглядный пример того, что даже имея полную свободу в проектировании и желание сделать хорошо (Чандигарх строился в чистом поле и как имиджевый проект, денег и прочих ресурсов на него не жалели) спроектировать пешеходную инфраструктуру без ошибок сложно.

В общем, в очередной раз подтверждаются тезисы, что проблемы с пешеходами универсальны. Они не являются следствием какого-то особого «русского менталитета» или особой криворукости наших градостроителей. Те же самые ошибки — бессмысленные переходы, неудобные дорожки, неправильные велопарковки — встречаются и в других странах. Даже в таких экзотичных и непохожих на Россию, как Индия.

Жаль не удалось заглянуть в другие крупные города Индии, в Дели, например. Интересно было бы оценить подходы к благоустройству там. Может, кто-нибудь поделится в комментариях своими впечатлениями?