Несколько лет назад в Санкт-Петербурге наконец закончили строительство продолжения проспекта Ветеранов. Оно соединило находившиеся практически в изоляции (с единственным узким выездом на и без того перегруженное шоссе) новые районы с остальным городом.

Фото из группы Канонер

Проспект этот расположен на окраине построенного в полях нового района. При его проектировании не мешала никакая старая застройка, все делалось с нуля, так что тут не может быть отмазок в духе «а тут коммуникации были». Все коммуникации проложены вместе с проспектом в рамках его проекта.

Поглядим, что же получилось с пешеходной инфраструктурой.

Для начала стоит отметить пару положительных сторон проспекта, подчеркивающих, что это все-таки новый современный проект улицы:

  1. Есть велодорожка. Причем достаточно хорошо сделанная, отделенная от тротуара, в том числе поребриком и перепадом высот. Есть велосветофоры.
    Не обошлось правда и без недостатков: велодорожка и тротуар зачем-то несколько раз меняются местами и пересекаются. Ну и передвигаться на велосипеде за пределами проспекта все равно почти невозможно — узкие тротуары, поребрики, о доступности среды внутри района проектировщики не подумали совсем. Впрочем, это уже не проблема проспекта.
  2. На всех перекрестках устроены островки безопасности. Давно уже пора привыкнуть делать их везде, так как они реально повышают безопасность и снижают скорость движения. У нас уже вступили в действие нормативы, требующие их делать на новых улицах, правда, к сожалению, еще остается много старых улиц с 4-6 полосами и более, где их нет.

Но и без недостатков, как водится, не обошлось.

Уже на фото выше видна типичная ошибка проектирования пешеходных переходов. Попытка заставить пешеходов следовать траектории автомобилей и заодно сэкономить на паре метров дорожек обычно лишь приводит к образованию троп, в данном случае по красным линиям:

Про эту проблему мы писали в нашей методичке в разделе про типичные ошибки размещения пешеходных переходов.

Что неожиданно порадовало: этим летом была проведена системная работа над ошибками в пешеходной инфраструктуре. Вдоль тротуаров стояли строительные машины, рабочие таскали песок и асфальт, и методично исправляли проблемы и делали новые дорожки. Явно это было сделано централизованно, причем неожиданно быстро (обычно на прохождение всех стадий борьбы со стихийными тропами у чиновников, отвечающих за благоустройство, проходит от 3 до 7 лет).

Пройдемся вдоль уже законченной и заселенной части проспекта и оценим результат.

Вот тут избежали типичной ошибки, отсутствия входа на парковку с угла:

Вдоль проспекта идут тротуар и велодорожка, затем полоса газона и затем начинаются парковки, проезды и проходы к домам. Вообще это довольно типичная история, хоть и вызывающая недоумение: зачем там эта куцая полоска травы, она только мешает ходить и как правило не создает никакой ценности (на ней нет ни кустов, ни деревьев, а трава быстро вытаптывается). Лучше либо делать нормальный газон с кустами и деревьями, либо не делать ничего.

Но тут хотя бы позаботились о пешеходах. В зеленой полосе сделали регулярные разрывы и проходы для людей напротив выходов из магазинов:

Тут же видна небезопасность проезда вдоль дома: все запарковано, люди будут выходить из слепой зоны между припаркованными авто, с риском попасть под колеса едущей машине. Так тоже делать нежелательно. Опять же, поскольку все доделывалось уже после строительства, малыми средствами, то занижения поребриков у таких сходов не сделали.

Еще один удобный проход по диагонали с угла, так и надо делать в местах, где дорожка идет рядом с прямоугольной площадкой/парковкой/проездом:

 Дальше полоса газона между тротуаром вдоль улицы и еще одним тротуаром вдоль дома становится совсем смешной и бессмысленной. Уважаемые архитекторы, пожалуйста, смотрите хотя бы на полметра дальше границ вашего участка, иначе будет как тут:

Такая полоса зелени — просто источник грязи, пыли и неудобств для жителей, и расходов для тех, кто отвечает за благоустройство

Тротуар производит неаккуратное впечатление, как будто криво склеен пластырем из двух несвязанных кусочков. Но хотя бы сделали асфальтовый переход.

Пример места из начала статьи, с неудачной дорожкой, ведущей в обход к переходу. Ожидаемо, все вытоптано:

Не ходят люди такими зигзагами, люди ходят напрямик, ну или хотя бы по правилу 30 градусов. Не надо проектировать пешеходную инфраструктуру так, как на фото.

А вот тут в аналогичном месте ошибку уже исправили, сделав диагональную дорожку, что не может не радовать:

Правда, исправили не до конца, не учли что тротуар вдоль примыкающей улицы идет не у края проезжей части, а чуть сбоку. В итоге одна тропа осталась:

Пешеходные переходы — важные точки притяжения пешеходов. Убедитесь, что от перехода можно напрямую пройти ко всем основным объектам поблизости — другим переходам, ближайшим домам, тротуарам и дорожкам ведущим в другую часть квартала. Чтобы пешеход, перейдя по переходу, не утыкался носом в бессмысленный куцый газон и не должен был делать несколько поворотов на 90 градусов. Иначе будет вот так, как на фото выше.

Тут видимо провели работу над ошибками, сделав диагональные дорожки к автобусной остановке. Это правильно, но вообще непонятно, зачем было отделять остановку от тротуара и жилых домов газоном. По факту даже эти дорожки не справляются и газон вокруг остановок вытоптан. Туда идет много людей с разных сторон. Правильнее было бы соединить тут оба тротуара площадкой с твердым покрытием, и на нем сделать остановку:

Ну и напоследок, странное расположение дорожек, ведущих к домам. Таких мест там много, и везде одно и то же: дорожка ведет не к двери, а к стене между дверями:

Когда заведения за этими дверями откроются — люди вместо Г-образного пути будут ходить напрямик, срежут все углы и вытопчут диагонали.

Заключение

К сожалению, как всегда был допущен ряд типичных проблем в проектировании пешеходной инфраструктуры. Часть проблем все-таки постарались решить, часть исправили уже позже, однако проблемных мест все равно достаточно, и возвращаться ремонтникам и благоустроителям сюда придется еще не раз.

Просуммируем основные ошибки, допущенные на этом участке улицы:

  • Бессмысленная полоса травы между двумя тротуарами, которая служит препятствием для пешеходов и на большей части длины не несет эстетической ценности (только в начале проспекта на ней что-то высажено).
  • Непродуманные изначально диагональные проходы к площадкам, переходам и остановкам пришлось исправлять позднее. Попытка исправить «по-простому» привела к отсутствию занижений поребриков и потенциально опасным местам там, где такие дорожки выходят к проезду рядом с припаркованными машинами.
  • Непродуманные подходы к домам — дорожка упирается в стену в стороне от дверей

Пожалуйста, не забывайте думать о пешеходах в своих проектах. Ну или обращайтесь к нам — мы найдем такие ошибки еще на этапе проектирования!