К сожалению приходится отметить, что работать с водой архитекторы у нас почти не умеют. Часто водные объекты (пруды, ручьи) вообще рассматриваются исключительно как препятствия и уничтожаются при застройке, хотя они могли бы стать привлекательной фишкой жилого района.
Однако даже если уничтожения удается избежать, о береговой линии часто никто не заботится. Например, так выглядит Брачнев ручей в Мурино:
Заборы, заборы, ни одной дорожки. Однако люди любят воду и хотят иметь к ней доступ, в итоге вынуждены устраивать его себе самостоятельно. В итоге появляются тропы, идущие по берегам.
Конечно, в идеале такое место должно быть правильно оформлено еще на этапе проекта. Тут можно было бы сделать набережные, доступ к воде, получить классное общественное пространство. Которое хоть немного бы скрасило уныние от бесконечных муравейников вокруг.
Но даже если у застройщика нет желания заниматься благоустройством всерьез, достаточно было бы применить хотя бы одно простое правило, которое уже значительно улучшит удобство и привлекательность этой зоны для жителей: пешеходная дорожка должна идти по берегу, максимально близко к воде.
К сожалению, это правило часто нарушается. Даже в парках зачастую пешеходная дорожка идет в стороне от берега, что неизменно приводит к вот такому результату:
Дорожка вроде бы идет рядом с водой… но не совсем. Расстояние до перегиба берега всего четыре-пять метров, однако этого уже достаточно, чтобы люди воспринимали газон как препятствие между собой и речкой. И выбирали для прогулок путь по газону вдоль самого края берега.
Вот еще один пример. Если предыдущее фото — это берег реки Дачная, протекающей прямо через жилой район, то следующее — из Парка Победы:
Опять та же картина: как только дорожка отходит от берега — в этом месте тут же появляется тропа по самому краю.
Чтобы этого не происходило, чтобы людям было удобно гулять — дорожка должна всегда идти как можно ближе к воде.
Правда, часто бывает так, что береговая линия очень неровная. Дорожка в таком случае будет очень извилистой, и своими частыми поворотами будет нарушать правило 30 градусов. Что чревато образованием стихийных троп в тех местах, где спешащие по своим делам пешеходы будут ее спрямлять по газону.
Чтобы этого не происходило, дорожку можно продублировать. Сделать широкую прямую транзитную чуть в стороне (в тех самых 4-5 метрах от берега), а извилистую пустить по самому краю. Именно так сделано в рассмотренном нами Большом Ильинском саду:
Слева — извилистый путь по самому краю берега, справа — прямой путь к важным объектам парка.
При этом видно, что стоило хоть чуть-чуть дорожке отойти от берега (ближний план на фото), как люди опять стали срезать угол по самому краю, пришлось натянуть ленточки.
Все это стоит иметь в виду, разрабатывая проект застройки территории, на которой есть водные объекты. Пусть даже в проекте не заложено никакого серьезного благоустройства их берегов, но хотя бы банальные правильно проложенные дорожки, при проектировании которых избежали описанной в статье типичной ошибки, уже добавят плюс к ощущениям жителей от проекта.
Добавить комментарий