Нас позвали рассказать о своих разработках на Дальневосточный цифровой форум, который проходит на базе Дальневосточного федерального университета. И как обычно, мы решили разнообразить презентацию местными примерами.

Очень интересной оказалась сама территория кампуса ДВФУ. Для России это, в целом, не характерная история: университет с большой современной собственной территорией, на которой расположены специально спроектированные под него корпуса и все необходимое.

Под катом — небольшое описание территории и пример работы Ant Road Planner на области вокруг стадиона.

Про кампус

Вообще мне нравится университетская среда. Интересно читать и смотреть про все эти Оксфорды-Кембриджи, которые по сути представляют собой этакий город в городе, наполненный студентами, учеными и какой-то соответствующей атмосферой. Вот только жаль, что у нас это редко встречается. В Санкт-Петербурге, например, своя полноценная территория за городом вроде бы есть только у СПбГУ и ЛГТУ, при этом они довольно старые, еще советские. А остальные ВУЗы (в том числе и мой родной ИТМО) — это просто одно или несколько зданий, разбросанных по городу.

Тем интереснее было посетить обширную территорию ДВФУ, построенную недавно (окончание строительства было в 2012-2013 годах), с использованием современного опыт в архитектуре и градостроительстве.

Кампус имеет форму полумесяца и расположен на берегу острова Русский, с видом на бухту Аякс и Уссурийский залив. На самом берегу сделаны пляж и променад:

Очень круто что сделан спуск к берегу и оставлена полоса песка. У нас много где (в Питере в том числе) совершенно не умеют работать с береговой линией и постоянно пытаются от нее отгородиться, заковать в гранит, отделить забором и еще и автостраду сверху бахнуть. А тут вот сделали лестницы на пляж, доступ к воде, очень удобно.

За пляжем идет парк. В целом он сделан довольно добротно с точки зрения той же пешеходной инфраструктуры: стихийные тропы встречаются, но не очень часто. В парке (и кампусе вообще) сделано вполне современное благоустройство, ландшафтный дизайн, может и не очень богатый (в Китае я видел и более разнообразный), но в целом довольно качественный и радующий глаз. Практически нет пустых травяных полей, везде есть либо какая-то растительность, либо какие-то инсталляции из камня.

В нескольких местах через каналы перекинуты небольшие горбатые мостики. Выглядит вполне по-азиатски (такое любят в Китае и Японии), разве что сами мосты сделаны простовато:

Один недостаток — парк выглядит немного пустым. В нем почти нет никаких точек притяжения, люди группируются возле стадиона (где все время кто-то бегает, разминается или играет в мяч) и возле набережной (где люди сидят на скамейках с видом на море). Остальная часть парка выглядит исключительно транзитной, там просто негде остановиться, даже банальные лавочки и то редко где встречаются.

За парком идет внутренняя дорога, соединяющая все части кампуса, за которой уже находятся все строения. По краям полумесяца находятся общежития и гостиницы, в центре — учебные корпуса.

Слева парк, справа впереди — учебные корпуса

Усложняет передвижения по кампусу неровный рельеф. Владивосток и окрестности вообще довольно неровные, например поэтому (наверное) тут почти не видно велосипедистов, хотя казалось бы сам бог велел использовать велосипед для передвижения по такой территории. Но очень уж запарно вверх-вниз ездить. Да и климат тут, видимо, суровый: почти все дни форума задували мощнейшие ветра с залива, и судя по интернету тут так почи круглый год. Велопарковки в итоге в кампусе есть, но стоят пустые. Зато по территории ходит бесплатный автобус.

Перепад высот хорошо демонстрирует главное здание университета. Которое со стороны парка имеет выход на втором этаже, в со стороны дороги, ведущей во Владивосток — аж на шестом.

Про стихийные тропы

Интересно как с проблемами рельефа справляются проектировщики. В некоторых местах есть лестницы из камней: выглядит красиво и оригинально, ходить не очень удобно. Возможно эти лестницы сделаны на месте стихийных троп, так как по стилю они сильно отличаются от остальных дорожек кампуса (обычных асфальтовых и плиточных)

Вообще порадовало, как в кампусе работают со стихийными тропами. Я нигде не увидел бесплодных и бессмысленных попыток их запрета и ограничения движения пешеходов. Часть троп превращена в официальные с твердым покрытием (это можно понять, сравнив старые спутниковые снимки с новыми), большая часть — хотя бы отсыпана песком и гравием.

Интересное решение с ограничением троп камнями. Мы уже писали про похожий пример в Санкт-Петербурге. В целом такая идея — выложить края тропы булыжниками — оказалась неожиданно хорошо работающей. В итоге стихийная тропа перестает разрастаться в стороны, камни хорошо визуально вписываются в среду, безо всяких уродливых кладбищенских оградок.

Какая-то часть стихийных троп пока еще сохранилась как тропы, но есть надежда что и их в свое время легализуют.

Одна из самых частых ошибок вокруг учебных корпусов — клумбы и газоны прямо возле выходов или лестниц, преграждающие дорогу дальше:

Эксперимент

А вот вокруг стадиона ситуация становится хуже. В основном потому, что там надо было расположить несколько прямоугольных спортивных площадок, ну и разумеется в процессе наваляли всех типичных ошибок с их размещением.

Вид со спутника от Яндекса:

Результаты симуляции:

Симуляция показала избыточное количество троп, некоторых из них нет в действительности, хотя места для них выглядят вполне логично. Возможно тут дело в рельефе — он здесь все-таки весьма неровный, а по спутниковым снимкам разметить его сложновато. Плюс пока что у ARP работа с рельефом довольно проблемная, сказывается то что разрабатывали и тестировали мы его в условиях совершенно плоских Москвы и Санкт-Петербурга.

Впрочем и почти все существующие тропы система тоже поймала. Цифрами на схеме отмечены:

  1. Нет угловых входов на круговую дорожку вокруг стадиона и на какую-то непонятную (возможно, недостроенную) бетонную площадку, на которой однако время от времени кто-то занимается.
  2. Типичная ошибка — Т-образный перекресток (на фото сверху посередине), который заставляет пешеходов обходить газон вместо прямого пути к спортплощадкам (на фото за спиной)
  3. Обходной путь с другой стороны площадки к мосту через ручей
  4. Связь между находящимися рядом площадками

Как обычно, если бы такой анализ был сделан при проектировании, можно было бы сэкономить несколько лет хождения по грязи для студентов.