Положительные примеры удачной дорожной сети — штука редкая (надеемся, что это лишь временно), и каждый такой пример хочется рассмотреть и разобрать поподробнее.

Сегодня под прицелом нашей камеры оказался небольшой сквер возле станции метро Автово в Санкт-Петербурге. Примерно месяц назад завершилась его реконструкция, и из заросшего истоптанного клочка зелени он превратился в симпатичный сквер с дорожками, скамейками и памятниками.

Как ни странно, авторы проекта не стали выдумывать ничего изощренного и просто легализовали уже существовавшие в сквере стихийные тропы. Это очень правильный подход, ведь никакой архитектор, сидя над чертежом в своем офисе, не сможет оценить направление пешеходных маршрутов так же хорошо, как люди, которые через этот сквер ходят каждый день.

Поглядим, как это выглядит.

Очень удобно что прямо на входе в сквер висит табличка с его схемой. Так как иначе схему пришлось бы рисовать вручную, обходя сквер ногами. Ведь на онлайн-картах и спутниковых снимках пока еще не появилась его обновленная планировка.

Уже по схеме видны позитивные моменты:

  • Почти полное отсутствие прямых углов
  • Наличие диагональных маршрутов, идущих через сквер крест-накрест

Второй момент является довольно важным для таких вот маленьких скверов, ограниченных со всех сторон улицами и почти не имеющих внутренних точек притяжения. Люди часто будут хотеть по-быстрому перейти с одной улицы на другую, одна из основных функций сквера — транзитная, и поэтому диагональные маршруты очень важны.

Для понимания контекста вот спутниковый снимок с основными источниками пешеходного траффика

Справа от сквера вдоль улицы идет железная дорога, переход через нее справа-снизу. Слева-снизу — тротуар ведущий вдоль жилых домов к станции метро. Справа-сверху — улицы с жилыми домами. И справа посередине — остановка автобусов.

Изначальная официальная планировка сквера имела лишь одну диагональную дорожку, ведущую от Автовской улицы слева-сверху к правому нижнему углу. На снимке — самая толстая дорога.

Все остальное — это стихийные тропы. Вот так например еще недавно выглядел левый-нижний угол:

Причем высаженные в несколько параллельных рядов деревья как бы намекают, что в этом месте должна быть какая-то дорожка. Но ее там нет. Хотя возможно деревья высаживали таким образом просто чтобы защитить жилые дома от шума идущей рядом железной дороги.

Теперь же вместо стихийной тропы вправо по диагонали к автобусной остановке появилась вот такая дорожка:

Немного смущает странный изгиб, но возможно он как-то связан с растущими там деревьями, которые нужно было обойти. На деле изгиб не так страшен, и желания срезать его почти не возникает, хотя возможно что его края все-таки немного вытопчут.

Обратите внимание, что в парке сделаны закругления на пересечениях дорожек, то о чем мы давно говорим — минимальная простая доработка дорожной сети, которая уже способна сделать ее значительно удобнее для пешеходов. Не обошлось правда и без смешных проблем, например на фото выше почему-то на правом углу дорожки закругление сделали, а на левом — нет.

Вдоль улицы слева сделана удобная дорожка с твердым покрытием. Что очень радует — тут избежали типичной ошибки проектирования «неудобные входы на площадки» и сделали дополнительный вход с угла на центральную площадь сквера.

Закругления на углах тут тоже присутствуют.  Вот еще одна дорожка на месте стихийной тропы:

Немного странно выглядит то, что перед самым примыканием дорожка зачем-то делает изгиб. Видимо архитекторы все-таки не смогли полностью отказаться от тяги к прямым углам. Однако в этом месте закругления + кусты + в целом удобное направление дорожки скорее всего не дадут пешеходам топтать газон.

Ничего удивительного, что в итоге по результатам симуляции на карте почти нет красного:

Чуть-чуть есть только в правом верхнем углу, где немного странно сделан Г-образный изгиб дорожки возле пешеходного перехода. Там возможно пешеходы от перехода все-таки будут прямой угол срезать. А в остальном схема сквера сделана очень толково. Что, в общем-то, не удивительно, ведь проектировщик не стал излишне умничать и просто легализовал существующие стихийные тропы.

На центральной площади теперь — твердое покрытие, скамеечки и крутой памятник трактору.

В итоге данный сквер — отличный пример правильного благоустройства, когда из полузаброшенного пустыря сделали не только красивое, но и функциональное и удобное для жителей пространство.

Надеемся со временем таких хороших примеров будет становиться все больше. Уже видны положительные тенденции, например те же закругления на углах пешеходных дорожек сейчас присутствуют практически во всех новых проектах. И чем больше таких хороших примеров будет появляться — тем проще будет убеждать сомневающихся архитекторов и чиновников, что в проектировании удобной пешеходной инфраструктуры нет ничего сложного или нереализуемого.