Недавно Минтранс опубликовал интересный документ: «Методические рекомендации по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения. Развитие пешеходных пространств поселений, городских округов в Российской Федерации». Разумеется мы не могли пройти мимо официальных попыток государства разъяснить, как делать правильную пешеходную инфраструктуру и решили посмотреть, насколько эти рекомендации соотносятся с нашим собственным опытом.

Первый же пункт этого документа гласит:

Методические рекомендации […] направлены на комплексное развитие безопасных и комфортных территорий, используемых для движения пешеходами.

Под катом посмотрим, справится ли документ с этой благой задачей.

Цели документа

Документ распространяет свое действие на все участки пешеходной инфраструктуры города: тротуары, пешеходные зоны и улицы, пешеходные набережные и пешеходные дорожки внутри дворов и предназначен для применения

Органами местного самоуправления при: обеспечении пешеходными связями территорий поселений, городских  округов, благоустройстве территорий общего пользования, предназначенных дляобеспечения движения транспортных средств и (или) пешеходов.

Основными целями улучшения пешеходной инфраструктуры заявлено

  • повышение безопасности на дорогах;
  • снижение загрязнения атмосферы;
  • качественное благоустройство территорий;
  • повышение комфортности городской среды;
  • увеличение интенсивности движения пешеходов внутри районов;
  • повышение коммерческого потенциала территорий.

Не может не радовать, что кто-то наконец понял что комфорт пешеходов важнее красоты города с высоты птичьего полета, о чем мы много раз писали и говорили. А про то, что создание пешеходных зон повышает коммерческую привлекательность недвижимости (удобные пешеходные зоны => больше пешеходов => больше покупателей => бизнес начинает процветать), кажется, знают все на западе но почти никто не понимает у нас.

Тут недавно, например, рестораторы на одной из основных ресторанных улиц, улице Рубинштейна, говорили что не хотят делать ее пешеходной, мол, это будет мешать клиентам приезжать на авто в их заведения.

Картинки по запросу улица рубинштейна твой бюджет

Хотя улица эта узкая, машин влезает мало, и расширение пешеходного потока привело бы гораздо больше клиентов, чем 2-3 машиноместа возле каждого ресторана, о чем говорится в исследовании, которое активисты «Красивого Петербурга» провели с целью выяснить, как превратить улицу в удобное для жителей пространства.

Общие положения

В этом разделе описываются общие идеи и рекомендации по проектированию пешеходных пространств. Тут все прямо так, как мы и говорили и продолжаем говорить. Нельзя просто взять и не думая нарисовать пешеходные дорожки — получится так, как обычно:

Рекомендации с этим согласны и предлагают (среди прочего):

В рамках принятия решения по организации пешеходных пространств рекомендуется проводить:

  • определение точек входа-выхода из прилегающих к пешеходному маршруту территорий и зданий;
  • определение прилегающих маршрутов (пешеходное пространство может входить в городской пешеходный маршрут);
  • расчет основных траекторий движения (в рамках территорий, в основном ориентированных на выполнение транзитных функций) и основных сценариев поведения пешеходов (для пространств, обладающих свойствами общественных);

Очень здорово. Одно небольшое замечание — в этом пункте не учтено (хотя дальше по документу это сказано), что общественные пространства тоже имеют свой транзит, и это необходимо учитывать. Про это мы уже не раз говорили при обработке территорий парков, в которых транзитные стихийные тропы протаптываются на ура.

Основные особенности проектирования пешеходных пространств

В этом разделе документа указаны рекомендации по созданию различных типов пешеходных пространств: тротуаров, улиц, дорожек.

Тротуары

Та-дам! Оказывается, авторы рекомендаций все-таки читали исследования Ромма (ну или может быть наши статьи им тоже попались на глаза =))!

Трассировку пешеходных коммуникаций рекомендуется осуществлять (за исключением рекреационных дорожек) по
кратчайшим направлениям между пунктами тяготения или под углом к этому направлению порядка 30°.

Теперь можно считать, что наше любимое правило 30 градусов подтверждено Минтрансом, а в общении с планировщиками и администрацией это гораздо более серьезное обоснование, чем ссылка на какие-то научные работы 30-летней давности.

Помимо направлений, в документе описаны требования к ширине в зависимости от пешеходного потока. Это тоже полезно, так как иногда у нас делают очень узкие тротуары там, где ходит много людей. В итоге газоны все равно вытаптываются, так как пешеходам просто недостаточно ширины дорожек.

Внутрирайонные и внутриквартальные пути сообщения

В этом разделе повторяется почти все то же самое, но делается дополнительное важное уточнение:

Зачастую только в центральных районах
учитывается связность пешеходных путей,
причем в большей степени потому, что они
представляют туристско-рекреационную
значимость.

Тем не менее в жилых районах факт
наличия таких пешеходных сетей играет
не менее важную роль – кроме комфорта и
удобства для жителей, также таким образом
обеспечивается безопасность территорий,
поскольку остается мало «слепых пятен», все
пространства оказываются на виду.

Про связь удобства пешеходной инфраструктуры и безопасность на западе сделано много исследований. Большая часть правонарушений совершается втихаря, в «темных углах» города, где нет лишних глаз. Удобная пешеходная инфраструктура способствует увеличению числа пешеходов (люди больше гуляют и передвигаются пешком, а не на машине) и увеличению числа этих самых лишних глаз, что положительно сказывается на криминогенной обстановке.

Парковые пешеходные дорожки

Одно из часто возникающих возражений против удобных пешеходных дорожек в парках (мы его часто слышим и от студентов на лекциях, и от чиновников, и от проектировщиков, с которыми общаемся на тему удобной инфраструктуры) — это то, что в парки приходят гулять, а не «нестись сломя голову по кратчайшей линии к цели». И поэтому, мол, в парках-то можно делать пешеходные дорожки как угодно, не задумываясь об их удобстве, правиле 30 градусов и прочей скучной математике.

Наш любимый пример с Парком Победы в СПб, где транзит к метро (по зеленой стрелке) столкнулся с дизайнерской идеей круглого газона и необходимостью обхода его по красной стрелке.

Ну что же, теперь мы можем тыкать всех возражающих в эту цитату:

С одной стороны, вся площадь парков обычно используется для отдыха и общения, носит рекреационную функцию. Но часто парковые пространства располагаются относительно других
точек города таким образом, что дорожки внутри парков оказываются полноценными транзитными пешеходными
пространствами.
Сократить путь из дома на работу или наоборот, пройдя через парк, многим горожанам кажется приятным. Устройство таких пешеходных путей должно учитывать интересы как мам с колясками, прогуливающимися в парке, так и спешащих на работу или учебу горожан.

Пешеходные пространства внутри дворов

Этой обширной теме (в нашем блоге большинство примеров использования и типичных ошибок проектирования — это именно внутридворовые пространства) в документе однако посвящено совсем чуть-чуто текста. Единственная интересная цифра:

При этом общая площадь территории, занимаемой площадками для игр детей, отдыха взрослого населения и занятий физкультурой, должна быть не менее 15% общей площади квартала (микрорайона) жилой зоны.

Оценка качества пешеходного пространства

Значительная часть документа отведена под регламенты того, как проводить исследования и оценивать качество пешеходной инфраструктуры. Там приведены виды исследований (опросы, картография, натурные наблюдения), материалы для них (например анкеты для опросов, чек-листы для визуальных осмотров). Из интересного: в перечне критериев оценки качества есть пункт «наличие препятствий по ходу движения пешеходного потока: лестницы, заборы, столбики, лавочки, фонари». Сюда бы еще стоило добавить пункт «клумбы и газоны», иначе может получиться вот так:

Заключение

Новые методические рекомендации — крайне ценный документ для всех, кто заинтересован в создании качественной пешеходной инфраструктуры.

Во-первых, сам факт его наличия уже позволяет ссылаться на него в спорах с чиновниками и архитекторами на тему «да кому и зачем это надо». Конкретно для чиновников в самом документе сказано, зачем:

При принятии решений следует учитывать, что в условиях современного городского развития пешеходы – приоритетная группа пользователей городской среды, а качество пешеходных пространств позволяет обеспечить благоприятное впечатление о деятельности органов власти.

Во-вторых, документ постулирует некоторые важные вещи, которые мы уже давно пытаемся продвигать: правило 30 градусов (разве что стоило бы уделить ему побольше внимания), необходимость учитывать пешеходный транзит в парках и общественных пространствах, необходимость избегать препятствий на пути движения пешеходов. Если раньше мы могли ссылаться в этих вопросах только на свой опыт, то теперь у нас есть и формально-официальное подтверждение правильности этих тезисов.

Ну и в-третьих не может не радовать, что этой теме вообще стали уделять внимание. Проектирование пешеходной инфраструктуры до сих пор почти никак не регулировалось, а эти рекомендации — важный шаг на пути к формализации этого процесса в виде конкретных цифр, правил и методик исследований. Адекватность представленных в документе методов еще придется оценивать на практике, и возможно он будет нуждаться в корректировке, но несомненно хорошо, что процесс сдвинулся с мертвой точки.

Может быть, это даже повысит спрос на наш ARP, который позволяет избегать многих ошибок, в том числе и перечисленных в этом документе.