Мы часто упоминаем понятие «bird shit architecture» — что-то, что выглядит здорово с высоты птичьего полета, но при этом ужасно неудобно и нефункционально для тех, кто ходит по земле.
Одним из часто встречающихся примеров такого в пешеходной инфраструктуре являются дорожки в виде всевозможных концентрических окружностей и спиралей. Иногда складывается такое впечатление, что автору проекта недавно подарили новый циркуль и он еще не успел с ним наиграться, вот и лепит круги везде где только можно.
В этой подборке приведем несколько примеров таких проектов.
Первый пример на снимке выше — из Мурино в СПб. Таких мест там вообще много, похоже циркули завезли массово во все проектные бюро, занимавшиеся этим районом. Забавно выглядит парковка, которая отъела кусочек от круглого узора — такое впечатление, что сперва архитектор нарисовал эти круги, а затем пришлось подгонять двор под нормативы, и парковку пихнули прямо поверх нарисованного благоустройства.
В целом тут пример достаточно безобидный — кроме кругов все-таки нарисованы радиусы в сторону всех точек притяжения, так что эту область можно пройти напрямик не вытаптывая газоны. Хотя нет, вот тут дорожку не предусмотрели. Это одна из типичных ошибок проектирования, о которых мы часто говорим — отсутствие дорожек вдоль заборов:
Вот еще один в целом безобидный пример. Круглая площадка со скамейками внутри детской площадки. Троп нет, но и полезность такой площадки сомнительная — скамейки расставлены кругом вокруг пустого места. Выглядит просто как место для применения циркуля архитектором без какого-либо иного замысла:
А вот тут уже совсем странно. Нарисовать окружности нарисовали, а ширину не посчитали. В итоге дорожка слева сужается до ширины поребрика и превращается вот в такое упражнение на эквилибристику:
Зато с высоты выглядит красиво… наверное?
Больше кругов богу кругов!
При этом про удобство для пешеходов, как обычно, не подумали:
Множество троп видны даже со спутника:
Не стоит думать, что увлечение кругами появилось недавно. Бессмысленные круги любили архитекторы и советских времен. Вот пример из парка на Пулковском шоссе:
Наискосок по диагонали отлично видна и тропа через него:
С кругами мы не раз сталкивались в проектах, которые мы анализировали раньше. Вот пример проекта реконструкции территории вокруг СКК в СПб (проект очевидно фейковый, сделанный для отвлечения внимания общественности, но показательный в плане bird shit):
Кругов тут много, но для пешеходов они неудобны, что и показали наши результаты моделирования.
Так чем в итоге плохи круги?
Стоит понимать, что сами по себе круги из дорожек не плохи и не хороши, это всего лишь один из элементов оформления территории. Но так же как и с другими видами дорожек, при их рисовании надо не забывать и об удобстве пешеходов.
Можно встретить и в целом удачные круги, когда все направления движения пешеходов покрыты радиусами. Однако, при неправильном использовании круги провоцируют архитектора создавать следующие конфликтные ситуации с пешеходами:
- Круглую клумбу пихают на проходе. В итоге разрывается прямая линия транзита, людей заставляют делать неудобный крюк. Результат — клумба вытаптывается напрямик
- Круги неудобно соединять друг с другом и с лежащими рядом дорожками. Образуются острые углы, которые срезаются пешеходами напрямик
Пример на рисунке ниже. Черные линии — пешеходные дорожки, серые линии — автомобильные проезды, оранжевый пунктир — места образования троп.
На левом рисунке допущены типичные ошибки проектирования кругов — люди быстро вытопчут круговую клумбу напрямик, а также место примыкания кругов к проезду.
Если не хочется отказываться от идеи кругов вообще — можно проложить дорожки-радиусы через центры кругов, сделать в центре небольшую площадку, добавить примыкание круга к идущему рядом проезду, а также сделать скругления в местах примыкания кругов друг к другу.
В общем, если вам подарили новый циркуль и хочется им воспользоваться в проектировании — пожалуйста, но не забывайте учитывать и направление движения пешеходов!
Добавить комментарий