Гулял я как-то по городу, перешел по переходу улицу и хотел уже было идти дальше по тротуару вдоль нее. Как вдруг уперся в неожиданное препятствие:

Гулял я вечером, поэтому извиняюсь за качество фото.

Совершенно безумная и анекдотичная ошибка в пешеходной инфраструктуре. Пешеходный переход упирается в восьмиугольный газон-пустырь, который приходится обходить. Выглядит настолько дико, что в голову закладываются мысли о сознательной диверсии проектировщиков в этом месте.

Локация напомнила вот это эпично-анекдотичное фото:

Эта фотография очень известна и давно разлетелась по всему интернету и используется в качестве иллюстрации к каждой второй статье о проблемах стихийных троп. Так что установить ее авторство уже наверное невозможно. Я и сам ее не раз использовал в презентациях, и не думал, что найду такое же странное место сам.

Я начал искать фотографии этого места получше качеством, и первым делом отправился на Яндекс-карты.

Хм, на спутниковом снимке этот газон выглядит иначе. Он то ли засыпан чем-то, то ли засеян. С высоты не разглядеть. Но закралась мысль, что это все-таки не диверсия проектировщиков против пешеходов, а что-то на этом месте когда-то было, во всяком случае этот восьмиугольный пустырь был сделан не просто чтобы заставить пешеходов делать крюк.

Начал исследовать это место на панорамах. 2024 год, все как сейчас, бессмысленный газон с тропой через него:

2022 год. Ага, тут точно что-то было! Яма и груда щебня на этом месте:

Моя первая мысль, что все-таки по плану тут должна была быть какая-то клумба или еще какой-то элемент благоустройства, который почему-то не сделали. В пользу этой идеи говорят скамейки, которые смотрят лицом на клумбу.

Но идем дальше. Та-дам, 2019 год:

Оказывается, тут когда-то был ларек. Место на самом проходе, конечно, очень сомнительное, и так делать не стоит. Впрочем, судя по убогому дизайну, ларек этот родом из древних времен дикого капитализма, когда такое было нормой.

Проверим, самые старые панорамы за 2011 год. Вообще повезло, что именно это место Яндекс заснял так много раз. Ларек на месте:

Значит, это чудо еще родом из нулевых. Заодно пустим ностальгическую слезу на уличные реалии СПб почти 15-летней давности: на фото много отечественных авто, а знаки пешеходного перехода без дурацких кислотных рамок. По этим рамкам уже кто только не оттоптался из урбанистов (раз, два), по факту безопасность они не повышают, стоят дороже и захламляют лишним визуальным мусором город.

Итак, оказалось, что у безумного, неудобного и выглядящего на первый взгляд откровенно вредительским решения есть своя причина. И если причину узнать — оно становится чуть более логичным.

Это хороший пример к моей недавней статье о проблемах применения ИИ в урбанистике https://habr.com/ru/articles/860316/ . Проблема в том, что ИИ бесполезно обучать на существующих планировках городов. Если смотреть на эти планировки, то они полны несуразностей и нелогичностей, которые нет никакого смысла пытаться учиться воспроизводить. Планировки городов во многом формировались каналами, которые уже сто лет как засыпаны, железными дорогами, которые давным-давно демонтированы, территориями заводов и аэродрмов, которые уже десятилетия как закрыты и застроены жильем. Но их присутствие в городской планировке сохраняется в виде странных изгибов улиц.

Так и тут, ларек уже несколько лет как снесен, а вот его тень в виде влияния на улично-дорожную сеть, осталось. И просуществует еще неизвестно сколько лет, и хорошо если не десятилетий, ставя в тупик очередное поколение жителей этого района своей несуразностью. ИИ на таком обучать точно не стоит, а то научится лепить круглые газоны на проходах в произвольных местах, думая что так и надо.

Конечно, правильным решением в таком случае было бы не просто снести ларек, а еще и нормально благоустроить территорию, а не просто засыпать ее землей. Учесть изменение пешеходных потоков, проложить дорожку напрямик, остаток газона или замостить (все равно там останутся лишь небольшие огрызки по бокам), либо посадить там какие-нибудь кусты. Дополнительно можно проанализировать остальные тропы поблизости и сделать проход от второго пешеходного перехода:

Мы в AntRoadPlanner за деятельность, а не только за критику. Поэтому я направил обращение городской администрации с предложением по благоустройству данной территории. Посмотрим, что ответят!