У метро в Санкт-Петербурге непростая история. В то время как в Москве открывают по 10 станций в год, у нас на днях состоялось первое открытие за пять лет. А до этого наблюдался лишь «отрицательный рост» — старые станции закрывались на реконструкцию, а новые не появлялись, в итоге работающих станций становилось меньше.

Как и у всех открытых в последнее десятилетие станций, у нее непростая судьба. Строили ее десять лет, под конец, как обычно, очень спешили ее открыть к выборам губернатора. Что послужило поводом отказываться от всех рациональных замечаний и предложений к проекту, который за такой долгий срок уже успел устареть.

В итоге вышло бы смешно, если бы не вышло так грустно: и к выборам открыть не успели, и построили в итоге по устаревшему проекту, к которому много замечаний.

Станция метро — важная точка притяжения для жителей с большой территории, она аккумулирует пешеходные потоки со всех ближайших улиц и от остановок других видов транспорта. Это то место, где любая ошибка в проектировании пешеходной инфраструктуры становится заметной сразу же: огромные толпы людей сносят любые препятствия на пути буквально за пару дней.

И эта же судьба обещает и территорию вокруг Горного института, ведь без ошибок тут не обошлось.

Территория благоустройства там совсем малюсенькая, небольшой сквер на углу Большого проспекта и Косой линии. Сквер имеет треугольную форму, по Большому идет основной поток пешеходов, транспорта и автобусов, на Косую линию сворачивают трамваи.

Сам вход в метро состоит из трех частей: отдельно размещены павильоны входа и выхода, плюс между ними небольшая будка с лифтом.

Актуальных спутниковых снимков этого места еще нет, удалось найти только вот такой проект. Он не совсем соответствует действительности, на деле пешеходный переход сделали в другом месте:

Посмотрим, найдет ли проблемы в этом небольшом участке наш пешеходный симулятор AntRoadPlanner:

На симуляции видно два главных просчета, которые видны и на местности. При том что станция открылась буквально два дня назад, газон в центре уже вытоптан по направлению к трамвайной остановке:

Это вообще очень странное решение — прямоугольная остановка, не имеющая простого прямого прохода ко входу в метро.

Делая озеленение на таких участках — небольших, но с важными точками притяжения и на пересечении крупных улиц — надо быть вдвойне, втройне осторожными. Каждый лишний пятачок зелени на проходе превратится в боль для пешеходов и для тех, кто потом годами будет восстанавливать вытоптанную траву.

Про прямые углы, торчащие тут повсюду и которые уже начали стаптывать (напомню, станция открылась два дня назад) я и говорить не буду. Видно, что к проекту не привлекался никто, кто шарит в пешеходном благоустройстве.

Трамвайные остановки в этом месте вообще боль. Например, чиновники отказались делать их безопасными и добавлять платформы. Нет, сказали они, прыгайте из трамвая под колеса машин. Ну и что, что в 2024 это считается неприличным в любом нормальном городе, для Санкт-Петербурга и пересадки с одного перегруженного вида магистрального транспорта на другой сгодится! Задавят кого-то? Ну посадим водителя, фигли.

Особенно бесит эта отмазка: «проект был согласован, построено все по проекту, значит ничего менять не надо».

В пресс-службе комитета по строительству «Ротонде» сказали, что остановку делали строго по согласованному проекту, а внести изменения в него было уже невозможно. В «Метрострое Северной столицы» сослались на необходимость выполнить работы «в положении, соответствующем первоначальному — с посадкой пассажиров в трамвайные вагоны с проезжей части».

  В ответе вице-губернатора Линченко отмечают, что положительное заключение по документации получили в 2014 году.

Это ужасно удобная отмазка для чиновников — ничего не менять и свалить ответственность на тех, кто делал проект 10 лет назад. Цензурных слов не остается. При том что в этом месте трамвайные пути и фрагмент улицы переделывали полностью, и ничего технически не мешало сделать сразу правильно. Нет, мы сперва сделаем неправильно, потратим на это деньги, а потом еще 10 лет будем искать еще деньги чтобы обратно все раскопать и переделать.

Еще одна критичная ошибка — перенос пешеходного перехода. Даже на проекте выше он показан в более логичном месте — в продолжении тротуара Большого проспекта. В реальности же зачем-то его перенесли дальше по Косой линии. В итоге люди, идущие от метро или трамвайной остановки вместо перехода улицы в этом месте вынуждены делать крюк в 160!! метров чтобы перейти на другую сторону:

То есть высаживать пассажиров трамвая в этом месте под колеса можно. А переход сделать нельзя!

Разумеется, сразу же толпы людей начали там бегать. Ждем установки забора, обвешивания всего этого знаками «переход запрещен» и горестных вздохов чиновников о том, какой у нас «народ не тот», «менталитет плохой» и т.п.

В целом вынужден с грустью констатировать, что отовсюду торчат уши устаревшего проекта 10-летней давности. Да, тогда еще можно было плевать на пешеходов, тогда прямые углы, непродуманные потоки, отсутствие переходов было не то что нормой — никто особо не задумывался, что вообще можно делать иначе. За 10 лет благоустройство в России все-таки со скрипом, но сделало шаг вперед, многие парки (например этот) или дворы (типа такого) стали делать правильно сразу. А проект Горного института пролежал все это время на полке, и все эти новомодные веяния прошли мимо него. И эта станция метро и территория вокруг нее теперь так и останутся памятником спешке, устаревшим концепциям и некомпетентности.