Приглашение на конференцию было неожиданным, и очень приятным. Так как сам я программист по профилю, хоть и делаю ПО и софт для проектировщиков, про эту конференцию я раньше не слышал. Но когда рассказал коллегам, что меня на нее позвали — оказалось, что сразу несколько знакомых едут туда выступать с докладами на разные темы. А на сессии про благоустройство прямо передо мной выступал Илья Курбатов из DeVision, который раньше заказывал у нас обработку проектов в ARP. Вот как тесен мир.

Конференция проходила в Екатеринбурге, стенды занимали два огромных зала в Екатеринбург-ЭКСПО. Про сам город впечатления в соседней статье, а тут — про саму конференцию.

Конференция состояла из нескольких частей: выставки со стендами разных компаний, и деловой программы с докладами и секциями на разные темы, от пешеходного комфорта до государственного регулирования строительной сферы.

Про выставку

В первом зале по центру были стенды застройщиков. Вот уж тут они разгулялись. Некоторые стенды, как мне кажется, стоили дороже чем целый загородный дом!

Кто-то сделал у себя целый сад камней:

Кто-то притащил кучу радиоуправляемой строительной техники и сделал большую песочницу, где в нее можно было поиграть:

Был даже стенд с блекджеком и девушками. Кажется, это уже перебор: за формой теряется содержание. Я так и не понял, что на этом стенде продают или рекламируют:

Отдельное развлечение — ходить по стендам застройщиков и проектных бюро, разглядывать макеты и искать косяки в пешеходной инфраструктуре. С одной стороны, часто на макетах оно не имеет отношения к реальности, с другой — иногда строят прям так, как было на дизайне. И получается очень плохо и неудобно. Вот тут, например, на макете нет прохода от переходов к торцу здания по прямой. Недочет макета, или так и будет построено в реальности?

Второй зал делили между собой благоустроители с уличной мебелью и озеленением, и ИТ сервисы с BIM моделями и софтом для управления строительством. Тут стенды были попроще. Зато в середине был целый искусственный парк:

Тут же коллеги выставлялись с нашим сервисом для ИИ проектирования жилых районов rTIM. Вкратце — проектировщик обводит на карте область, а алгоритмы располагают там всю начинку: дороги, жилые дома, инфраструктуру, и считают ТЭП проекта. Этому проекту я посвятил последние годы, сперва в качестве программиста, затем руководителя команды разработки. Сейчас немного отошел от дел, но иногда там участвую в роли консультанта, системного архитектора и ментора для новых разработчиков.

Многие застройщики и ИТ компании пытались что-то такое сделать, многие говорят, что делают сейчас. Но по факту реально работающий сервис (а не нарисованные заранее вручную 3д мультики), где любой желающий может подойти к стенду, нарисовать любой участок и сразу получить результат, есть только у нас.

Выступление

Я выступал в рамках секции «Город для пешеходов». Не может не радовать, что эта тема — повышение привлекательности городских улиц для пешеходов, а не автомобилей — поднимается на конференции такого уровня.

Доклады на секции были поделены между двумя основными темами. В первой части рассказывали про то, из чего делать правильную пешеходную инфраструктуру. Про покрытия, виды плитки на дорожках, элементы благоустройства дворов. Детально расписывать все не буду, упомяну несколько заинтересовавших меня моментов:

  • Про травмоопасность покрытий. Эксперты из DeVision провели ряд экспериментов, бросая тыкву на разные виды дворовых покрытий, имитируя повреждения при падении. Об асфальт и плитку она ожидаемо раскололась, но также раскололась и при падении на резиновое покрытие детских площадок, которое по идее должно быть безопасным. А вот падение на сыпучие поверхности (песок, гальку) тыкву сохранили. Так что тренд на отход от резиновых детских площадок в пользу песчаных — это вопрос не только эстетики, но и безопасности.
  • Про проектирование дорожек не только для пешеходов. Супер-узкие тротуары и пешеходные дорожки не позволяют их нормально убирать — тракторы не проходят по ширине, в итоге едут одним колесом по земле, уничтожают газон, не вписываются в прямые углы поворотов. Плитка, которой покрываются дорожки, не выдерживает проезда уборочной техники и ломается. Правильное проектирование должно учитывать эти моменты, и делать дорожки шире, чем минимально допустимый по нормативам размер.

Во второй части речь шла больше о безопасности. Очень заинтересовал доклад московского транспортного бюро STEP. Они создали методичку по проектированию правильных и безопасных территорий вокруг школ.

Это тоже очень больная тема. Я сам отец школьника, и утреннего маршрута до школы я прямо боюсь. Хаос из машин у ворот, отсутствующие места для высадки детей (а школ у нас, как водится, на район слишком мало, из обещанных четырех построены только две, в итоге родители возят детей издалека на машинах), опасные дворовые проезды, отсутствующие пешеходные переходы — в общем, как будто наши проектировщики прочитали эту методичку и сделали всё ровно наоборот.

Кадр из методички. Да, стихийные тропы и непродуманные маршруты — один из элементов безопасности и комфорта территории вокруг школ:

 

Тема эта такая интересная и важная, что пожалуй чуть позже сделаем отдельный пост про эту методичку.

Еще было интересное исследование про безопасность самокатов. В Москве провели моделирование столкновений пешеходов с самокатами, просчитали вероятности травм и смертельных исходов, на основании этого выработали рекомендации к самокатной инфраструктуре.

Про больное

Вопрос с самокатами вызвал дискуссию на тему того, что же делать с ростом популярности двухколесного транспорта и связанными с ним конфликтами. Основная дискуссия была на другой секции, где меня не было, но часть обсуждения случилась и у нас. И вот тут прям боль. Там, где в Москве и многих других городах делают вывод развивать инфраструктуру, у нас в Санкт-Петербурге сделали выбор — все запретить (кто не слышал, с конца лета в СПб запрещено использование прокатных самокатов в центральных районах города).

Это, конечно, очень смешно и грустно. Сперва нам годами чиновники рассказывали что «зачем делать велодорожки, по ним же никто не ездит, вот будут ездить — тогда и сделаем». Внезапно люди начали ездить массово на двухколесном транспорте. Какая реакция власти, когда пришло время исполнять обещания? «Эээ, стопэ, так нельзя, все запретить».

А вот как делают инфраструктуру в Екатеринбурге. И никто тут не пытается ничего запрещать. Новые улицы в центре вводятся сразу с велодорожками, проезжие части сужаются, идет перераспределение пространства города в пользу пешеходов и двухколесного транспорта:

Вообще почти в любой дискуссии, где я говорил что я из Питера, мне закатывали глаза, махали рукой и говорили что-то в духе «аа, Питер, ну что с него взять».

Мы привыкли, что мы — Северная столица и второй город страны. Что есть Москва, которая лучше и богаче нас, но с ней тягаться-то бесполезно, есть мы на втором месте, и есть все остальные деревни и провинция.

Так вот, в плане градостроительной политики и подходов к благоустройству провинция и деревня — это как раз Питер. Подходы наших чиновников устарели, на новые вызовы развития городской инфраструктуры город не отвечает, политика застройки и ее регулирования у нас плохая, и это знают все. И Питер регулярно ставят в пример того, как делать не надо, кто угодно — от транспортников и застройщиков до чиновников других регионов.

Очень обидно. Но вот как есть. К сожалению, путей исправления при нынешней власти тут не видно. Последние выборы губернатора и муниципальных депутатов отчетливо показали, что вход в управление городом у нас теперь абсолютно закрыт для всех, у кого есть какие-то иные цели кроме поддержания лояльности.

Про туризм

Еще одной интересной темой, на обсуждение которой я попал случайно (дверь перепутал), стал туризм.

И вот тут я реально радуюсь. Потребовались карантины и санкции, чтобы люди наконец оценили, в какой большой и интересной стране мы живем. Я сам последние годы много езжу по России, и вижу как развивается туризм и инфраструктура. Не везде это происходит хорошо и безболезненно, а кое-где так лучше бы и вовсе ничего не строили, чем то что строят сейчас. Но хороших проектов тоже хватает, что и обсуждалось на сессии.

Очень интересная тема туризма в моногородах. Раньше город вокруг единственного предприятия представлялся чем-то плохим, убогим и депрессивным, особенно когда у предприятия дела шли плохо. Но теперь есть ряд крупных предприятий, у которых дела идут хорошо, и которые решили вкладываться в свои города.

Эти компании поняли, что им нужны квалифицированные кадры. А эти кадры не хотят ехать в дальнюю даль ради одной только зарплаты, им еще и инфраструктуру для жизни подавай. И предприятия стали улучшать свои города. Причем подход часто комплексный, это полная переработка центра города, транспортной схемы, благоустройства. И в отличие от благоустройства от чиновников, он делается не для галочки и освоения средств, а потому что есть реальная цель сделать город лучше чтобы привлечь в него конкретных специалистов.

Жаль, фото с выступлений у меня почему-то не сохранились.

Заключение

Участие в подобных конференциях это всегда интересный опыт. Возможность как продвинуть свои собственные идеи, так и посмотреть на лучшие идеи из других городов и смежных сфер. Убедиться в правильности выбранного пути.

Радует, что вопросами благоустройства в России занимаются все больше. И все чаще я замечаю проекты, в которых сходу даже не вижу ошибок. И все чаще продвигаемые нами в AntRoadPlanner идеи встречают поддержку и одобрение, а ведь еще лет 10 назад идея о том, что надо делать города удобными для пешеходов, была чуть ли не маргинальной в среде строительства и благоустройства. И приходилось отбиваться от большого количества однотипных нападок и убеждать людей в совершенно базовых вещах.

Надеюсь, что чем дальше — тем лучше будут идти дела в этой области.

А если вам интересно, как сделать ваш проект благоустройства лучше уже сейчас — пишите нам на info@antroadplanner.ru, обсудим и предложим варианты сотрудничества!