В процессе разработки алгоритма расстановки пешеходных переходов, наткнулись на интересную коллизию в нашем законодательстве.
Вообще пешеходные переходы — это большая боль. Люди годами сражаются с чиновниками, чтобы узаконить и обезопасить место стихийного перехода дороги, а чиновники годами пишут отписки в духе «не положено» и «у нас все по ГОСТам».
Так что же это за ГОСТы такие, которые не дают сделать удобный и безопасный для жителей город?
Во-первых, есть СП Градостроительство. В разделе 11.29 в нем устанавливается необходимый интервал между пешеходными переходами в 200-400 метров:
На магистральных улицах и дорогах регулируемого движения в пределах застроенной территории следует предусматривать пешеходные переходы в одном уровне с интервалом 200-400 м.
Стоит отметить, что минимальный интервал в 200 метров это очень много. Это около 200 лишних метров — если вам надо дойти до перехода (в худшем случае, если вы стоите ровно между переходами, вам придется пройти 100 метров до ближайшего), перейти, и вернуться обратно. Это расстояние может показаться ерундовым для молодых здоровых (которые, как правило, и пишут такие законы), но становится ощутимой проблемой для всех маломобильных групп населения. В которые входят не только инвалиды-колясочники, но и пенсионеры, и родители с детскими колясками. В Европе и США в плотной городской застройке рекомендуют делать не более 100 метров, а тут — не менее 200.
Часто именно на эту норму ссылаются чиновники как оправдание своему нежеланию делать новый переход. У вас там ходят тысячи человек, но до ближайшего перехода меньше 200 метров? У нас все по нормативам, идите нафиг.
Схожую норму устанавливает ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования»:
Пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200-300 м.
При этом выбор мест их размещения осуществляют с учетом сформировавшихся регулярных пешеходных потоков, расположением остановок маршрутных транспортных средств, объектов притяжения пешеходов.
Оказывается пешеходные переходы надо размещать не абы как, а с учетом пешеходных потоков.
Но все-таки норма в 200 метров опять все портит.
Но тут на сцену ВНЕЗАПНО выходит СП Автомобильные дороги. Раздел 6.8 гласит:
в крупных населенных пунктах протяженностью более 0,5 км интервал между пешеходными переходами должен быть не более 200 м.
Та-дам! То есть по ГОСТу у нас МИНИМУМ 200 метров между переходами, а по СП Автомобильные дороги — 200 метров МАКСИМУМ. Видимо чтобы удовлетворить их одновременно, надо строить ровно через 200 метров, ни метром больше или меньше.
Разумеется про этот СП чиновники ничего не слышали и предпочитают его не замечать.
При этом все эти документы (включая ГОСТ) являются лишь рекомендациями. Их исполнение не является обязательным. Так что архитекторы, проектировщики и чиновники имеют полное право игнорировать любые пункты или трактовать их по-своему. Хотя именно из-за необязательности ГОСТа можно было бы его игнорировать и делать переходы чаще, но зачем работать, если можно не работать и строчить отписки? А что людей сбивают — ну и пусть.
Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки — необходимо привлекать внимание общественности к этой проблеме. Только после активного общественного обсуждения возможно изменение законодательства или его трактовки. А для начала можно рассказать об этой и о других статьях на тему своим знакомым. Часто ведь оказывается, что люди настолько привыкли жить в неудобной городской среде, что уже даже не видят в этом проблемы.
Пара статей о проблемах с пешеходными переходами в наших городах:
https://mymaster.livejournal.com/316616.html
https://varlamov.ru/3451392.html
Добавить комментарий