Есть такой совершенно замечательный документ «Методические рекомендации по проектированию пешеходных сетей» ЦНИИП градостроительства, опубликованный еще в 1988 году. В нем подробно разбираются вопросы проектирования удобных пешеходных сетей, приводится теоретическая основа и практические рекомендации по прокладыванию удобных дорожек. Определяется само понятие «удобства» и вводятся необходимые определения и методики. Мы постоянно ссылаемся на этот документ как на пример того, что «как делать правильно» известно уже давно, вот только почему-то до сих пор никто так не делает.
К сожалению документ этот был создан еще в докомпьютерную эпоху, и алгоритм описанный в нем требует большого количества ручной работы. Мы использовали некоторые идеи и понятия оттуда, но сам алгоритм лежащий в основе ARP отличается от предложенного авторами рекомендаций. Тем интереснее было сравнить результаты работы этих двух алгортм, в идеале они должны быть похожи, ведь оба алгоритма пытаются предугадать одно и то же поведение людей.В методических рекомендациях приведено несколько примеров построения пешеходных сетей, сперва в них идут базовые абстрактные примеры с несколькими начальными и конечными точками, а затем — практический пример района возле метро «Водный стадион» в Москве. Под катом мы загоним эти примеры в ARP и сравним полученные результаты со статьей.
Простые примеры
Рекомендации начинаются с определения «контрольного угла» — угла между направлением на цель движения и текущим направлением пешеходной дорожки. Авторы утверждают, что как только контрольный угол превысит определенную величину (по результатам натурных экспериментов они называют величину в 30 градусов для среднего качества газона) пешеход неизбежно сойдет с дорожки и пойдет по газону.
Первый пример к статье утверждает, что на картинке ниже значение контрольного угла превышено на участке K2-K4:
Загоняем этот простой пример в ARP «для разминки» и получаем предсказуемый результат:
Второй пример демонстрирует идею «слипания» путей. При нахождении множества целевых точек в небольшом секторе относительно начальной, вполне возможно объединять пути к ним экономя на создании дорожек. При этом в любой точке данной системы соблюдается правило 30 градусов, пешеходы могут прийти в любую конечную точку по дорожкам и контрольный угол нигде не превысит предельное значение, т.е. не будет нужды топтать газон.
Загоняем в ARP, смотрим результат:
В целом похоже. Точка №5 оказалась прицеплена к правому поддереву, а не к левому, а в остальном дерево получилось почти таким же. Некоторая избыточная прямизна ветвей вызвана использованием прямоугольной сетки.
После вариантов с одной исходной точкой в рекомендациях рассматриваются варианты когда исходных точек несколько. Вот одна и них:
Тут ARP выдает два возможных варианта (различия по-видимому достаточно случайны и зависят от порядка появления пешеходов):
Второй вариант похож на предложенный авторами рекомендаций. В первом же проявляются лишние горизонтальные тропы между крайними точками. Тут еще есть простор для подбора параметров, так как на тепловой карте распределения пешеходов видно, что крайними путями на самом деле почти не пользуются. И их можно убрать немного повысив скорость «зарастания» троп.
Пример реального двора
Для демонстрации работы своего алгоритма на реальном примере авторы рекомендаций выбрали район в Москве возле станции метро «Водный стадион». Стоит отметить что все это происходило почти 30 лет назад и с тех пор там многое изменилось, поэтому результаты могут отличаться от реального положения дел с тропами сейчас.
Местами результаты похожи, местами различаются. Часть различий обусловлены неточностями карты в ARP (в статье были показаны не все места притяжения пешеходов), часть различиями в алгоритмах. Ниже приведем сравнение отдельных мест района.
Обе карты для упрощения результата учитывали только каждый второй подъезд в многоквартирных домах.
Первый фрагмент, дорожки вокруг пятиэтажек, результаты почти идентичны
Некоторые «лишние» тропы показанные ARP на самом деле не лишние. Авторы алгоритма были вынуждены сократить количество используемых исходных и целевых точек для упрощения результата. Если же поглядеть на схему дорожек для «полной» версии района, учитывающей все подъезды домов, то можно увидеть что на ней аналогичные тропы есть:
В итоге получается что результаты ARP достаточно похожи на результаты алгоритма из методических рекомендаций. Все основные направления движения ARP определил аналогично ручному труду опытных проектировщиков. Определенные отличия присутствуют, часть из них — следствие недоработок в нашем алгоритме которые со временем будут исправлены, а другие — просто другой взгляд на ту же самую проблему, и тут сложно сказать какой вариант будет удобнее пешеходам на практике.
При этом время на обработку карты в ARP составило:
- 2 часа на обрисовку карты по картинке из статьи
- 8 часов на симуляцию
- Еще 2 часа понадобятся на шлифовку результатов и перенос их в ту САПР в которой проектировщики района хранят свои планы
Т.е. 3-4 часа рабочего времени человека и 12 часов от начала и до конца процесса (при этом симуляцию можно оставить работать ночью и получить результаты к началу следующего рабочего дня или использовать более мощный вычислительный компьютер).
При этом авторы методических рекомендаций упоминают что на ручное проектирование дорожек по их алгоритму в крупном квартале уходит около 50 часов, то есть больше одной рабочей недели. В итоге симуляция с помощью ARP при сопоставимых результатах оказывается в 10 раз выгоднее по рабочему времени сотрудника, или в 4 раза по общему времени.
Так что если хотите сэкономить время и при этом разработать удобную систему пешеходных дорожек — редактор карт ARP ждет вас!
2 уведомления