Балтийский бульвар — улица вдоль берега Финского залива в типичном новостроечном районе Санкт-Петерубрга.  Т.е. коробки, асфальт и парковки.

Берег слева за деревьями. Видно, что людям не хватает общественных пространств — гуляют прямо по проезжей части

Жителям, разумеется, хочется иметь и какие-то пространства для отдыха. При этом рядом находится берег залива — казалось бы, отличная точка притяжения для людей. Но до сих пор набережная не благоустроена, пляж не сделан, кругом грязь и мусор. Соседний Жемчужный пляж и вовсе застроили дико выглядящей дорогой.

Жители решили взять дело в свои руки и принялись создавать концепции развития территории в своей группе Вконтакте. Результатом стал вот этот файл с 7 концепциями.

Как обычно, мы решили взять одну из концепций и проанализировать ее с точки зрения удобства для пешеходов.

Внимание сразу привлекла вот эта концепция за авторством Кандауровой Оксаны. Глаз сразу зацепился за удобные на первый взгляд Х-образные дорожки и отсутствие очевидных ошибок.

Вид со стороны залива:

Вид сверху:

Результаты симуляции:

Удивительно, но красного почти нет. Это действительно редкий результат, говорящий о том, что автор проекта или имеет уже хороший опыт проектирования общественных пространств, или просто все-таки смотрит по сторонам и замечает, что людям удобно, а что нет.

Однако в паре мест ошибки все-таки есть.

Почему-то дорожка, идущая вдоль улицы, никак не соединяется с пешеходными переходами:

Вот тут даже предусмотрели идущую от перехода дорожку вглубь парка, но опять не соединили ее с переходом:

Обзорная площадка вдоль берега не соединяется с дорожной:

Конечно, такие ошибки — лишь небольшая небрежность, которая скорее всего будет исправлена при реализации проекта. И глазами ее заметить достаточно сложно, среди множества дорожек и объектов.

Однако наш опыт показывает, что иногда такое доходит и до реализации:

Тут вот явно проектировщик не уследил (а может вмешались какие-то посторонние соображения типа границ участков), а рабочие не исправили, в итоге дорожка просто кончается посередине газона.

Из неучтенных автором проекта направлений движения пешеходов можно показать разве что вот такие:

Кратчайшие проходы от домов и выходов из дворов в сторону пляжа находятся тут. Оданко вряд ли получится оранизовать такой проход без создания отдельного пешеходного перехода (что у нас очень не любят делать).

Все остальное (с точки зрения пешеходного удобства) сделано на очень высоком уровне. Например, нет типичных ошибок размещения детских площадок и зон отдыха: от них есть удобные проходы в сторону других точек притяжения и входов в парк:

Пешеходные переходы хорошо соединены с дорожной сетью — от них можно пройти не только влево-вправо по тротуару, но и сразу вглубь парка по диагонали. Тут автор избежала типичных ошибок размещения переходов, про которые мы писали раньше в различных статьях и в нашей методичке. От перехода можно сразу идти по дорожке к нужному объекту или площадке.

В целом проект с точки зрения пешеходной инфраструктуры очень удачный. Надеемся, что со временем таких проектов будет становиться больше!

Если вы хотите так же проверить свой проекта парка или иного общественного пространства на удобство для пешеходов — напишите нам!