Наконец-то я вернулся из Китая с конференции. Выступление прошло очень неплохо, наш доклад выбрали как лучший на секции — вот что значит простая и близкая каждому пешеходу тема.

В этом посте я расскажу про поездку, про впечатления от Китая, где я был впервые, про пережитые приключения (а добраться до этого Уси без них не удалось похоже никому из участников), про конференцию и интересные доклады. Пост длинный, под катом много фотографий!

Вообще я сам никогда не собирался ехать в Китай, Азия меня вообще как-то не прельщает, я все больше по Европе да и вот в США бы не отказался смотаться. Но раз уж университет оплачивает поездку, то грех этим не воспользоваться.

Приключения в дороге

Перед поездкой меня долго запугивали тем, что в Китае все не так как у нас, по-английски никто не говорит, вывески иероглифами не прочитаешь и вообще все страшно. При этом мне надо было добраться до города Уси (Wuxi) — небольшая такая деревня всего на 5 миллионов человек (т.е. больше чем СПб) в 200 километрах от Шанхая, куда я прилетал. В самом Уси тоже есть аэропорт, но в основном для местных линий, долететь туда было сложно и с пересадками, поэтому решили лететь до Шанхая, а оттуда доехать на скоростном поезде, благо он идет меньше часа. Организаторы конференции вывесили на своем сайте подробную инструкцию о том, как добраться до места проведения, с кучей вариантов, так что все казалось простым.

Шанхай

Ощущение того, что я попал в совсем другую страну, накрыло меня почти сразу при виде из окна. Знаки и вывески с иероглифами, абсолютно непонятные, показывали что это не какая-то страна по соседству, а серьезно другой край света.

Вид на выходе со станции маглева

В основном меня волновало, как именно я буду передвигаться по городу. Я слышал, что метро в Китае оплачивается в зависимости от расстояния и с этим надо будет как-то разбираться, иначе турникет на выходе со станции просто не выпустит. К счастью в аэропорту можно было купить единый билет на маглев (китайская гордость, поезд на магнитной подушке проезжающий 30км от аэропорта за 6 минут) и суточный на метро, действующий на всей территории города.

При отправлении поезда охранник на платформе отдает честь

Маглев как-то особо не впечатлил, хотя иногда напоминал американские горки — повороты он проходил с кренами, которым позавидовал бы и самолет. Выйдя со станции, я сразу же увидел панораму этих тесных улочек, магазинчиков и кучи иероглифов вокруг, прежде знакомую мне только по фильмам.

Вопреки всем страхам, в метро оказалось достаточно просто ориентироваться. Все схемы и объявления в вагонах продублированы на английском, и даже автомат по продаже билетов имеет англоязычный режим. Причем, как ни странно, как в самом Шанхае (где иностранные туристы все-таки встречаются), так и в Уси (где их вообще нет). Так что проблем с перемещением по городу у меня не было.

Табличка с названием станции метро

Вообще сложилось впечатление, что метро там не сильно популярно. Народу не очень много (особенно в Уси, у нас в Питере и побольше бывает). Хотя может я просто не попал в час пик. Покрытие города не самое лучшее, станции совершенно скучные и однообразные, безо всяких украшений. Зато с нормальной навигацией — заблудиться не получится. Сбивает с толку то, что там не принято ждать пока люди выйдут из вагона — выходить и заходить все пытаются одновременно.

Еще необычным является то, что оплата в метро там идет за расстояние. Т.е. при покупке билета надо указать станцию назначения, иначе турникет на выходе не выпустит. Съездить на соседнюю станцию стоит 2 юаня, через весь город — 4-5 (один юань примерно 10 рублей).

Знаменитый «открыточный» вид Шанхая и небоскреб в виде открывашки для бутылок

Имея пару часов в запасе, я решил прогуляться по одной из главных достопримечательностей города — набережной с видом на реку и кучу небоскребов на другом берегу. Больше всего меня впечатлили даже не сами небоскребы (сами по себе — унылые коробки из бетона и стекла), а количество зелени окружавшей их.

Зелени на улицах просто нереальное количество, Питер и рядом не стоял

Китайцы хоть и строят огромные вырвиглазные дома, но при этом окружают их деревьями. Все улицы, все дворы, все в зелени утопает, даже в новостроечных кварталах. У нас такое можно увидеть только в старых районах, все новостройки у нас — пыльные мешки, закатанные в асфальт. Китайцы же строят в два раза более высокие дома (жилые муравейники на 40 этажей тут скорее правило чем исключение), но очень внимательно относятся к озеленению. У нас такое даже представить невозможно. Впрочем, не удивительно — без зелени среди этих бесконечных бетонных развязок и небоскребов можно было бы только удавиться с тоски.

Обычный район вырвиглазных высоток — но все утопает в зелени и деревьях. Сравните с нашим Парнасом или Девяткино.

В центре еще попадались иностранцы, а вот ближе к окраинам — одни китайские лица (хотя возможно часть из них на самом деле была корейцами или японцами). Забегая вперед скажу что в самом Уси за неделю я встретил только одного не-китайца за пределами конференции.

Толпы туристов

Приключения

Проблемы начались, когда я, усталый и натаскавшийся по жаре с чемоданом, приехал часов в 6 вечера на вокзал. Вот на вокзале билетные автоматы уже английский не понимали (впрочем как мне сказали потом, если бы и понимали — мне бы все равно это не помогло т.к. для покупки билета в автомате нужен китайский паспорт) и информации на английском почти не было. Отстояв лишнюю очередь по ошибке (не знаю чем это окно отличалось от других, но билеты в нем не продавали) я наконец попал к нужному… только чтобы узнать, что билетов до Уси на поезда на этот день больше не осталось.

Паника-паника: остаться без билетов в незнакомом городе, вечером, где никто не говорит по-английски (билетеры максимум пару слов могут связать), без интернета и гугла, в 200км от места назначения — не очень-то приятно. СМС-ками (по 40 рублей штука в роуминге) как-то объяснил ситуацию своим товарищам в России, они бросились искать мне дополнительные способы добраться до Уси. В качестве крайнего случая оставалось такси, но такси на 200 км должно было съесть почти все мои наличные деньги (а банковские карты Visa/Mastercard, напомню, в Китае нигде не принимают) приготовленные на неделю жизни, и при этом еще фиг знает как его вызывать (Убер и прочие международные приложения в Китае не работают, местные аналоги все в иероглифах, да и еще не каждый таксист согласится так далеко ехать).

В итоге удалось вспомнить, что вроде тут должны быть еще автобусы, и купить билеты на последний автобус, идущий в Уси аж в 21.30. Проторчав пару часов на автовокзале, уже в ночи получилось все-таки выдвинуться. На удивление в автобусе даже оказался бесплатный вайфай (чего не было даже в аэропорту) и удалось написать всем близким о том, где я и почему еще не добрался до отеля.

На фоне этих проблем такие мелочи, как неправильные координаты этого отеля во всех западных картах (в гугле, в букинге и т.п.) выглядели сущей мелочью. На деле отель оказался на два километра западнее, что привело к небольшому спору с таксистом по поводу маршрута и стоимости. Спор велся посредством гугл-переводчика и жестов, как в процессе мы не попали в ДТП я не знаю. Мне даже удалось скинуть цену на поездку, но когда я увидел что прав был все-таки таксист — дал ему сколько он просил.

Здание отеля

Как потом оказалось, без приключений не удалось добраться практически никому из участников конференции. Кто-то чудом не опоздал на стыковочные рейсы (многие летели туда с 2 и более пересадками, по двое суток), кто-то был не в курсе о том, что в Китае не принимают европейские и американские банковские карты и не смог расплатиться с таксистом, кто-то повелся на неправильные координаты отеля и приехал туда, а потом бегал вокруг и искал настоящее местоположение. Ничего удивительного, что, как сказали организаторы, в этом году до места проведения добралось лишь около 200 участников вместо 500 в прошлые годы, когда конференция проходила в Европе.

При этом многие докладчики не смогли приехать уже после того как расписание было составлено. На стойке регистрации в холле сиротливо лежала кучка бейджей, так и не полученных не приехавшими участниками, а на секциях было в среднем на 1-2 доклада меньше чем планировалось.

Стойка регистрации на второй день конференции. Справа — кучка невостребованных бейджиков

Уси: впечатления и достопримечательности

Я приехал за два дня до начала конференции. Отчасти это было вызвано желанием погулять по городу и хоть что-то увидеть, отчасти незнанием расписания конференции (его составили очень поздно, билеты на самолет надо было брать гораздо раньше, поэтому на всякий случай взяли с запасом на акклиматизацию), отчасти — желанием провести эксперимент с ARP на местности в Уси, чтобы вставить в презентацию знакомое участникам место. Так что город я, наверное, повидал лучше всех остальных участников.

Отель находился в интересном месте, возле берега озера и в пешей доступности множества парков. В первый же день моим планам чуть было не помешал дождь — единственный день когда на улице было холодно и сыро, все остальные дни температура не опускалась ниже 28 градусов, а днем была и за 30. Несмотря на дождь, я пошел гулять — сперва нашел и обрисовал место для эксперимента прямо на территории отеля, а затем потопал по пешеходной тропе вокруг озера, идущей через множество небольших островов соединенных мостами.

Замечательный маршрут вокруг озера. Зеленым квадратом отмечено правильное положение отеля, а красным — неправильное, куда гуглокарты завели многих излишне доверчивых участников конференции

Парк вокруг озера совершенно крутецкий, деревянные «эко-тропы», небольшие пагоды и хижины, смотровые площадки на берегу. И совершенно выносящий мозг контраст природы на одном берегу и огромных муравейников на другом. Впрочем в плане этого контраста китайцы вообще сильны. Постоянно можно увидеть, как с одной стороны улицы парк или маленькие домики, а с другой — 40-этажные безликие жилые высотки.

Панорама вида с другого берега озера

 

П-образное здание отеля видно почти с любой точки города

 

Вид на город из номера отеля с 18 этажа

 

Контрасты — муравейники с одной стороны, небольшие дома с другой

Жилые кварталы, повторюсь, это совершенно вырвиглазный ад. В отличие от нас тут не любят строить широкие и длинные дома, предпочитают возводить дома-«домино» — тонкие и высокие.

Дома-домино

Урбанистический ад

Но очень, очень, очень много зелени. Практически все реки и каналы в черте города превращены в парки — обсажены деревьями, по их берегам вьются дорожки, стоят какие-то пагоды-павильончики.

То, ради чего у нас приходится с нереальными усилиями бороться с произволом администрации, считающей своим долгом вырубить всю зелень в городе и застроить парковками и ТРЦ — в Китае считается само собой разумеющимся. Впрочем неудивительно — без зелени и общественных пространств среди бетонных небоскребов только и осталось бы что повеситься с тоски.

Хотя и небоскребы тут тоже бывают зелеными

Местами попадались вкрапления старых кварталов — низенькие 2-3 этажные домики, диковато смотревшиеся на фоне окружающих их высоток.

Город окружают невысокие горы. На большинстве из них стоят какие-то башенки-пагоды и сделаны парки. На вершину одной из гор вела крутейшая канатная дорога, которой я и воспользовался.

С обзорной площадки открывался вид на весь город. На фото видно, что он весь в дымке. На самом деле за неделю я ни разу не видел там чистого воздуха — над городом всегда висела дымка смога. Недаром многие китайцы по улицам ходят в масках — дышать там реально тяжелее чем у нас.

Вдалеке слева можно увидеть характерное П-образное здание отеля

Вообще надо отметить, что с поиском достопримечательностей в Китае сложно, особенно если речь не об общеизвестных туристических центрах. Всякие трипадвайзоры бесполезны из-за неработающих карт гугла (можно конечно заморочиться с VPN, но это надо именно заморачиваться, популярные VPN типа оперы тоже не работают), почти все западные карты (например оффлайновые maps.me) содержат очень мало информации и много неточностей. Канатную дорогу эту я вообще нашел случайно — на maps.me она отмечена, но только сама дорога, без подписей к ней и окружающей инфраструктуры, и меня заинтересовало что это за линия такая странная посреди леса.

Оказалось что там не только дорога, но и крутой парк и старый туристический квартал поблизости.

Такое отношение к природе видимо идет еще с древних времен. Даже такой вот маленький дворик старого дома содержит в себе мини-сад с прудиком и растениями

Нереальные совершенно ощущения — такую архитектуру я раньше видел только в фильмах (в основном правда японских, а не китайских, но принципы схожи).

Дорожное движение и транспорт

Вот с ПДД в Китае какой-то полный ппц. Передвигаться по улицам было просто страшно.

Во-первых, самым популярным транспортом похоже там являются не машины и автобусы, а велосипеды и мотороллеры (судя по тишине — электрические). Все улицы имеют выделенные полосы для них, при этом о пешеходах зачастую позаботиться забыли — тротуаров либо нет вообще, либо они очень узкие и завалены теми же велосипедами. В итоге приходится идти, вертя головой, чтобы не попасть под колеса очередной китайской бабушке на мопеде.

Узенькая полоска плитки справа и есть тротуар. Полоса слева — для мотоциклов и велосипедов.

Перекрестки они пересекают вообще как хотят и во всех направлениях.

Значительная часть велосипедов тут принадлежат разным байк-шерингам. Причем кроме не очень популярного проката со станциями (как у нас) есть куча операторов проката, чьи велики просто разбросаны по всему городу — бери, езжай, оставляй где хочешь. Звучит удобно, но похоже ситуация несколько вышла из-под контроля.

Городской велопрокат со станциями справа и куча великов без станций слева

Город просто ЗАВАЛЕН велосипедами. Они валяются в кучах, часто сломаные, грязные, ржавые — похоже никто не запаривается их собирать и чинить, проще заказать еще один грузовик новых. Местами из-за груд велосипедов просто невозможно пройти по тротуару и приходится выходить на проезжую часть.

Типичная ситуация — куча великов под каждым кустом

 

Борьба со стихийными тропами по-китайски — кучей велосипедов

Унижения пешеходов на этом не заканчиваются. В Китае так же как и у нас любят делать нерегулируемые переходы через 6-полосные улицы, но в отличие от нас у них водители перед пешеходами даже не сбавляют скорость. Пропускать никто тебя не будет, никто даже не притормозит, машины будут нестись прямо на тебя, и тебе придется из-под них выпрыгивать. Очень стремно и опасно, не знаю какая у них там статистика ДТП, но думаю что плохая.

Типичный пешеходный переход

При этом у них еще есть правило поворота направо на красный свет, и прежде чем я это понял — пару раз чуть не попал под машины, которые поворачивали на красный, пока я переходил на зеленый (уступать пешеходам тут, повторюсь, не принято).

Про конференцию

Конференция началась на третий день моего пребывания там. Самые интересные моменты я публиковал в нашем телеграм-канале @antroadplanner, можете поглядеть их там (напоминаю что мы даже сделали свой MProto Proxy для телеграма, о чем писали вот тут). Вообще можно сказать, что конференция прошла под лозунгом «мы — герои, что смогли сюда добраться». Многие не смогли, о чем я писал выше. Докладчиков отсутствовало примерно треть-четверть, постер-докладов (сокращенный формат, при котором команды вывешивают в специальной зоне большие постеры с информацией об их исследовании, посетители ходят, смотрят, авторы отвечают на вопросы) в первый день набралась едва ли половина, при этом еще и часть постеров привезли другие люди (например я сам привез постер другой команды из ИТМО, представители которой не смогли приехать из-за проблем с паспортом или визой).

Постер из ИТМО

Во второй день вроде их стало чуть больше, но все равно часть стендов пустовала.

Удивительно было, что некоторые люди привозили даже не по два доклада, а сразу по 3-4. Видимо их университет решил сэкономить и послать одного человека вместо трех. Например на нашей секции была девушка, выступившая аж с тремя докладами с какой-то зубодробительной математикой (честно скажу что ничего не понял, вообще зря они решили объединить в одной секции одновременно агентно-ориентированные алгоритмы типа нашего и харкорные математические симуляции по методу конечных элементов и тому подобное, слишком уж разные они по сути), причем у нее даже была татуировка с интегралом на запястье. Ведущий секции сам прочитал пару докладов. Честно скажу, что я сам бы вряд ли бы смог прочитать доклад по «чужой» теме. Максимум что-то пробубнить невнятное, уткнувшись в бумажку.

Вообще я тут понял, что есть три очень разные вещи — исследование, статья и презентация, каждая имеет свое качество и они зачастую не коррелируют вообще. Были группы рассказывающие о явно крутых исследованиях, но с таким унылым видом что слушать было невозможно. Были наверняка и те, кто сделал что-то крутое но не смог внятно описать это в статье и в итоге на конференцию не попал. В общем, тренируйтесь не только изобретать, но и рассказывать об этом всем вокруг.

Интересных тем лично для меня было не очень много. Пара примеров применения генетических алгоритмов в транспортном моделировании (чем занимаются коллеги по ИДУ, возможно им будет это интересно), генетическом программировании (мне моя магистерская работа, про которую я писал на хабре когда-то, показалась более интересной, надо бы из нее тоже статью сделать и еще разик нахаляву на конференцию съездить, хех).

Доклад по оптимизации маршрутной сети с помощью ГА

Был еще один любопытный доклад по пешеходной симуляции. Там решали другую задачу (наиболее популярную — симуляцию толпы в замкнутом пространстве), но возможно удастся подчерпнуть из нее какие-то интересные идеи для ARP.

Еще был интересный keynote (даже не знаю как перевести) доклад от приглашенного спикера. Основная его идея была — «а понимаем ли мы вообще, что мы вычисляем?». Автор привел примеры, когда компьютерная симуляция выдавала неправильные результаты, отличающиеся от реальных экспериментов, но узнавали об этом только потом. «Вы можете написать программу, посчитать, порвать всех скоростью вычислений и цифрами производительности, а потом окажется что вы насчитали мусор, не имеющий отношения к действительности».

Это, на самом деле, довольно важный вопрос: насколько можно быть уверенным в результатах компьютерного моделирования. И даже на конференции было несколько докладов, в которых авторы фокусировались на технических деталях и достижениях (наш метод считает в N раз быстрее чем существующие подходы!), но не приводили никаких подтверждений того, что полученные ими результаты имеют какое-то отношение к реальности.

В ARP у нас с этим получше — мы обучали наш алгоритм сравнивая результаты с реальными дворами и парками, плюс сейчас мы проводим эксперименты с поведением пешеходов в реальности, чтобы привязать параметры нашего алгоритма к реальным значениям (о чем мы напишем чуть позже), но все равно всегда есть некоторая степень неуверенности в результате.

Про выступление

Я выступал на втором заседании этой секции, в последний день конференции. Слушателей стало ощутимо меньше (впрочем и в первые дни аудитория на секциях редко составляла больше 10 человек) — видимо часть уже разъехалась, прочитав свои доклады. Рассказывал я после нескольких хардкорных докладов от руководителя секции и девушки с татуировкой в виде интеграла, так что получилось неплохо разбудить аудиторий простой и понятной темой, близкой каждому пешеходу. Отлично зашел пример с территорией вокруг отеля, так как за пару предыдущих дней участники уже успели сами походить по этим стихийным тропам и убедиться в неудобстве дорожной сети отеля.

Как результат — мой доклад был выбран руководителем секции как лучший доклад. В конце конференции руководители представляли свои секции и по одному докладу с каждой, в итоге в категории «мультиагентное и симуляционное моделирование» было рассказано про ARP и симуляцию территории отеля.

Теперь по идее наша статья должна быть опубликована не только в материалах конференции, но и в Journal of Computational Science (куда отбирают по одной работе с каждой секции + 10% лучших работ с Main Track), но точно это станет известно позднее.

Про суперкомпьютерный центр

После финального заседания конференции нас повели в Национальный суперкомпьютерный центр, который был одним из спонсоров и организаторов конференции. Правда нас не предупредили, что мы пойдем туда пешком, по 30-градусной жаре, так что дошли мы в слегка усталом состоянии.

Как оказалось, сейчас там находится самый мощный суперкомпьютер в мире. На фоне которого можно было даже сфотографироваться, так как только стекло отделяло конференц-зал для посетителей и машинный зал.

Вообще интересно, сколько постов охраны и бюрократической возни пришлось бы преодолеть в России, чтобы увидеть один из наших СК. А тут китайцы видимо очень гордятся своим TaihuLight, сделали небольшой музей для посетителей с образцом серверной стойки и всякими инсталляциями из плат и процессоров (даже процессоры кстати китайской разработки, а не покупные) и водят экскурсии. Очень круто сделано, когда на экране смотришь небольшой фильм про этот СК, а затем экран поднимается и прямо за ним — панорамное окно с видом на машинный зал (прямо туда посторонних, разумеется, не пускают).

После небольшой лекции и ответов на вопросы экскурсия закончилась, а вместе с ней — и конференция.

Обратная дорога

Вылет у меня был на следующий день, поэтому я мог немного расслабиться и погулять вечером по Уси. Сделал вылазку за 6км за гамбургером в ближайший KFC, так как организм китайскую еду уже перестал воспринимать.

По вечерам на улицах тут действительно собираются люди, кто танцует, кто практикуется в боевых искусствах. Я раньше про это читал, но посмотреть своими глазами совсем другое дело.

Мужчина в черном и с мечом — видимо тренер, со временем к нему подтянулись еще люди, почему-то в основном — немолодые женщины

 

Групповые танцы

Памятуя о проблемах с билетами на поезд, свой я купил заранее, так что добрался до Шанхая быстро (максимальная скорость была 270 км/ч) и с комфортом. Но поезд был заполнен весь, так что если бы я попробовал купить билет в день отъезда то, навеное, опять бы пролетел.

В Шанхае у меня был лишний час и я просто прошелся от вокзала до Народной площади, которая оказалась вовсе не площадью а парком.

Даже на узких улочках, где нет места на нормальные деревья, ставят кадки и горшки с растениями.

Та самая Народная площадь — на деле густой парк

Дальше я сел в метро и отправился в аэропорт (где тоже не обошлось без приключений, из-за идиотских очередей в духе «работает две стойки приема багажа на очередь в пару сотен человек) и через 11 часов перелета был уже дома.

Вот такая вот вышла поездка и конференция. Безусловно интересный опыт — побывать в такой стране, в чем-то очень далекой от нас, а в чем-то близкой. Ну и для первого раза конференция прошла отлично — нас не просто туда приняли, но еще и назвали лучшим докладом на секции. Я пообщался со множеством ученых со всего мира (попадались интересные кадры, вроде негра-исландца, американо-китайцев или заикающегося норвежца), прокачал свой английский, посмотрел достопримечательности города, про который мало кто чего знает за пределами Китая. Убедился, что хотя некоторым вещам (озеленению и городскому благоустройству) нам явно стоит у них поучиться, но некоторым вещам (например соблюдению ПДД, или тому как делать метро) им стоит поучиться у нас.

В следующем году конференция будет проходить в Португалии. Неплохой повод посетить еще одну страну, где я никогда не был. Надеюсь к тому времени у нас уже будет готова еще одна подходящая статья, а у университета еще не кончатся деньги =)