Продолжаем цикл постов, посвященных обработке уже существующих жилых районов нашим алгоритмом, сравнением предсказаний с реальностью и рассуждению о типичных ошибках проектирования.

7

Один из ранних рендеров района. Примечательно что он лишен многих проблем, описанных ниже. Но в реальности почему-то построили иначе.

Сегодня под прицелом — часть жилого района «Балтийская Жемчужина», расположенного на Петергофском шоссе в Санкт-Петербурге. Район этот новый, и видно что застройщики старались — сделаны пандусы для колясок, нормальная дождевая канализация, озеленение, паркинги — все это не так часто встречается в современных новостройках. Наблюдается очевидный прогресс по сравнению с тем, что строили еще 5-10 лет назад.

Но вот с проектированием дорожек все по-прежнему плохо. Рассмотрим типичные ошибки под катом (много картинок).

Рассматривать мы будем южную часть района, возле ТРЦ «Жемчужная плаза» и начала Матисова канала (на заглавной картинке это большое здание снизу по центру). Вот такое предсказание выдал наш алгоритм:

result_3610

Рассмотрим насколько оно соответствует действительности.

Участок №1. Крайне неудачное сочетание набережной канала, проезда вдоль дома и парковки у ТРЦ. Они вроде бы рядом, но при этом не соединены дорожками. Ходить прямо от домов к ТРЦ мешает речка, в итоге люди сперва идут к набережной от угла дома, затем сразу же от набережной к углу парковки.

Проблема настолько явная, что жители уже сами скинулись и покрыли одну из троп твердым покрытием (изначально тут должен был быть газон)

bpearl_2

bpearl_3

Усугубляется проблема еще и тем, что с набережной нельзя выйти к ТРЦ с коляской или на велосипеде, так как там надо будет дальше преодолеть целых две лестницы без пандусов. Так что значительную роль в вытаптывании этих троп вносят родители с колясками.

Алгоритм пока такое не учитывает, но в планах давно есть добавить категории пешеходов пониженной мобильности.

Участок №2. Аналогичные проблемы существуют и на другой стороне канала. Тут правда все чуть проще так как нет речки, мешающей ходить между домами и парковкой. Результат виден на фото — множество дорожек. 

Данные алгоритма тут слегка отличаются от реальности. Количество тропинок то же, основные направления движения пешеходов определены верно, но точное место отличается на несколько метров. Например в реальности одна тропа идет от парковки к набережной (на этом фото ее не видно, она дальше), а другая от проезда к ней же. Алгоритм же обе этих тропы прицепил к парковке. Многочисленные тропы от парковки к проезду в целом показаны верно.

bpearl_1

Участок №3. Зона вокруг пешеходного перехода. Это крупный транспортный узел так как через него проходят все пути от автобусных остановок и от соседнего парка.

Первая проблема — не учли основное направление движения пешеходов, в итоге вместо дороги по прямой от перехода к ТРЦ на пути воткнули газон. Результат предсказуем.

bpearl_4

В одном из мест владельцы ТРЦ уже сами выполнили работу по благоустройству собственной территории, проложив одну из дорожек которую мы видим на предсказании. Наверное было бы проще определить и исправить эту проблему еще на этапе проектирования.

bpearl_5

Симметричная ошибка с другой стороны — опять не соединены тротуар и угол парковки, опять тропа наискосок:

bpearl_6

Четвертой диагональной тропы (второй справа) в реальности почему-то нет, хотя выглядит она на своем месте вполне логично. Возможно потому, что карта района в симуляции была не полна и лишь приближенно учитывала дома справа.

Участок №4. Зона вокруг автобусной и трамвайной остановки.

Данная остановка — основной способ добраться до района от метро на общественном транспорте. Долгое время он был единственным (сейчас уже после открытия второго выезда из района пустили автобусы и внутри него). Разумеется проектировщики не могли не воткнуть между остановкой и основными направлениями движения пешеходов широченный газон.

Из-за ремонта трамвайных путей в данный момент там все перекопано и закрыто оградой, поэтому нет возможности сделать актуальные фото. Но вот снимок со спутника до ремонта. Алгоритм посчитал только одну дорожку через газон вместо двух, не всегда удается понять загадочную человеческую душу которая зачем-то требует протаптывать две параллельные тропы в одно и то же место. Но даже такое предсказание помогло бы проектировщикам понять нужность дорожки в данном направлении.

bpearl_7

Выводы

Итак, на примере участка микрорайона «Балтийская жемчужина» мы увидели две типичные ошибки проектирования:

  1. Отсутствие анализа направления основных потоков движения пешеходов. В результате важнейший центр генерации траффика всего района — крупная остановка ОТ — остался без нормальной пешеходной дорожной сети.
  2. Отсутствие соединений между близко идущими пешеходными маршрутами. В районе хватает мест (помимо рассмотренных в данной статье), где два пешеходных пути идут на расстоянии двух-трех метров, но при этом не соединяются. Поведение пешеходов в этом случае можно представить как поведение электрического тока. Если поднести контакты слишком близко друг к другу — между ними проскочит искра. Так же и тут, если дорожки идут близко, но не пересекаются, пешеходы пробьют слой «изолятора» — газона — и соединят их сами.

Наш алгоритм (при условии подробного и тщательного составления карты, вручную либо импортом DXF) способен предсказать такие проблемные места и помочь их избежать еще на стадии проекта.

Мы приглашаем все заинтересованных использовать наш пешеходный симулятор уже сейчас для повышения качества городской среды в будущем!